Трудности уроков труда

Труды и дни

О труде учителей знаю не понаслышке — после окончания университета отработала в школе по распределению. Поэтому деятельность педагогов искренне ценю, а нашу систему образования уважаю. Тем не менее должна признаться, отдельные вещи в учебной программе порой ставят меня в тупик.

spletnik.ru

Пятый класс, первая четверть. Уроки трудового обу-чения у девочек. Программой им предписано учиться кулинарии. С этим не поспоришь — пора воспитывать маленьких хозяюшек. Однако ни одного повара не допустят до разделочного стола без фартука и косынки. Именно их и следует принести на первое занятие, кроме батона, сыра и чеснока.

Уверяю вас, детские фартуки и косынки продаются далеко не на каждом углу. Сообщение о необходимости этого кулинарного наряда поступило за пару дней до урока — на рынок бежать некогда: может, и к лучшему, ибо в реализуемые там нейлоновые синие и малиновые халаты можно завернуть трех пятиклассниц чохом, а косынки к ним не предусмотрены. Куда бежать?

С горем пополам искомый комплект нашелся в крупном универмаге, и не думайте, что это было легко — пришлось исследовать несколько этажей, расспрашивая по пути всех продавцов. В итоге косынка обнаружилась в отделе, где продаются шарфы, платки и сумки, а фартук — этажом выше, по соседству с нитками и пуговицами.

За первую четверть наши девочки научились варить какао, готовить затейливые бутерброды и салаты. Но вот наступила вторая… На занятие по труду попросили принести отрез ситца. Угадаете зачем? Ну разумеется — шить фартук! А нельзя ли было сделать наоборот — сначала шитье фартуков, потом их применение? Этот вопрос терзает меня по сей день, хотя впечатление немного притупилось под влиянием других предметов.

Шестой класс, биология. В конце сентября детишки должны провести эксперимент по всхожести фасоли: разложить семена в мокрой вате по трем стаканчикам, один из которых поместить в холодильник, второй поставить в темное место, а третий — на подоконник, где тепло и солнечно. Семена фасоли мы нашли, и они, несчастные, даже проросли с большей или меньшей интенсивностью — в зависимости от того, где стояли стаканчики. Но какая же может быть судьба ростков в конце сентября? Весьма предсказуемая — вся потенциальная плантация фасоли, пророщенная классом из тридцати человек, отправилась в мусорный контейнер.

Не буду рассказывать о собственных чувствах — для меня каждый тщедушный росток — живое существо, выбросить которое рука не поднимается. Но сдается, педагогический эффект мог быть гораздо круче, если бы эксперимент проходил весной. Тогда дети смогли бы высадить пророщенные фасолинки, летом ухаживать за ними, собрать урожай в конце концов. В одном флаконе уместилось бы все: и формирование ответственности за пророщенную культуру, и физический труд на свежем воздухе, и гордость за вполне материальный результат.

Нравится нам это или нет, но ритм жизни ускоряется уже не ежегодно — ежедневно. Нынешних детей разве что озадачить можно фразой из учебника информатики о том, что «компьютер состоит из системного блока, монитора, клавиатуры и мыши». Телефоны с операционной системой Android, планшеты прекрасно обходятся и без мыши, а их клавиатура является всего лишь одним из бесчисленных приложений. Наверное, ускоряться пора и школьной программе.

А пока вы размышляете, согласиться со мной или нет, объясню дочери, что происходит в предложении «Ямщик сидит на облучке в тулупе, в красном кушаке».

nevmer@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter