В ближайшие 20 лет половина рабочих мест будет автоматизирована

Трудовая для робота

Либеральные и демократические медиа США ведут настоящую информационную войну с Дональдом Трампом. Каждый его шаг, каждый твит становятся поводом для язвительных публикаций. В этом кривом зеркале трудно разглядеть, есть ли успехи у нового президента США, или он, как пишут некоторые журналисты, плодит только промахи, множит невыполнимые обещания.

Фото investtalk.ru

В целом понятна ситуация в сфере международных отношений. Здесь пока не произошло резкого разрыва США с действующими альянсами и ухода от принятых обязательств. Подчеркнем — действующими, так как проект ТТП таковым не являлся. Тем не менее стратегия изоляционизма и протекционизма под лозунгом «Сделаем Америку великой» заставляет соседей и партнеров нервничать.

Менее очевидны подвижки во внутренней политике. Скажем, в реализации одного из базовых обещаний Трампа — вернуть в США промышленное производство. Как это сделать, если слесарь-сборщик в США получает 19 долларов в час, а в соседней Мексике — 3 доллара? Такая разница подвигала компании переносить производство, что повлекло ликвидацию тысяч рабочих мест и появление «ржавого пояса». 

Пример решения этой нетривиальной задачи Трампом широко растиражирован. Еще до официального вступления в должность, но уже как избранный президент США он добился соглашения с United Technologies о сохранении в штате Индиана производства в обмен на налоговые льготы. В свою очередь компания приняла решение о модернизации предприятия, вернее, его роботизации. Казалось бы, 1400 рабочих, занятых на сборке, все равно придется сокращать. Но существенно повысится качество, появится сотня новых рабочих мест, требующих высокой квалификации. Займут их молодые, самые обучаемые и сообразительные. Удел остальных сокращаемых — социальные пособия и упорный поиск работы. Тем не менее выигрыш очевиден: производство и технологии останутся в стране, у рабочих появится перспектива найти место на новом рынке труда.

Если с выносом производств можно бороться таким методом, то грядущей роботизации вряд ли что-то можно противопоставить. По оценкам Оксфордского университета, в ближайшие 20 лет в мире будет полностью автоматизирована примерно половина рабочих мест, при этом вместо 10—15 исчезнувших возникнет одно новое, связанное с обслуживанием робототехники и автоматики.

Политика Трампа, просчитанная она или интуитивная, позволяет занять лучшие стартовые позиции в этой гонке на выбывание. Сохраняя производства в США, Трамп оставляет в стране рабочие места, даже если количество их сильно сократится. Будет идти модернизация предприятий, следом станет подтягиваться система образования. Производства и люди работают, платят налоги — есть средства на социальные пособия.

При таком развитии событий у США появляются шансы сделать качественный скачок в промышленном развитии и опередить другие страны, вернуть или укрепить лидерские позиции по ключевым направлениям. Ведь формирование оптимальной среды — от благоприятного налогообложения до поставок современного оборудования и подготовки квалифицированных специалистов — однозначно определяет выбор места для организации роботизированного производства. У США не будет конкурентов: зачем строить завод где-то в Азии, в условиях несравненно худших? Значит, в определенной степени притормозится заимствование новейших американских технологий, что также скажется на закреплении лидерства.

В таком ракурсе все шаги Трампа выглядят логичными, последовательными, рациональными. Но без ответа остается вопрос: а куда девать произведенное, на какие рынки его экспортировать? 

Вряд ли остальные государства будут безучастно смотреть, как США уходят в отрыв, они примут аналогичные меры. Насколько они будут эффективными и своевременными, увидим довольно скоро.

valk@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter