Трудом и умением, а не сокращением

Оценивать иные показатели надо с учетом специфики произодства

Выступая на последней сессии горсовета, утверждавшей прогноз социально-экономического развития и бюджет Бобруйска на 2014 год, директор ОАО «Славянка» Теймураз Бочоришвили одной эмоциональной фразой обратил внимание многих хозяйственников на появившийся среди основных отчетных показателей новый — обеспечение выручки от реализации продукции в расчете на одного работающего: «Одно дело — кнопку на «Пивоварнях «Хайнекен» нажал, и шестьдесят тонн продукции заполнили цистерну, другое, когда на «Славянке» нужно не просто размотать рулон ткани, но и долго работать с ним, чтобы пошить костюмы».

Обеспокоенность руководителя швейной фабрики, наверное, не беспочвенна. Обладающий большим опытом работы в легкой промышленности, он помнит времена, когда рубежи для отдельных конкретных исполнителей определялись простым делением общего планового задания на количество предприятий. Теперь ситуация изменилась: в экономике все больше уходят от валовых показателей, за которыми скрывались затоваренные склады и темпы роста производства продукции, не приносившие порой реального экономического эффекта. Ориентиры движения вперед стали более четкими, и выручка от реализации среди них один из самых заметных.

Сегодня до 80 процентов выручки в промышленности города приходится на перерабатывающие предприятия, лидером среди которых по праву считаются те самые «Пивоварни «Хайнекен», получившие в минувшем году около 1,2 миллиарда рублей выручки от реализации своей продукции в расчете на каждого работающего. Для сравнения: на прославленной «Белшине» этот показатель составил почти 800 миллионов рублей, а на «Славянке» — около 100 миллионов. В чем же тут дело, почему так разнятся цифры?

— На мой взгляд, влияние на достижение этого показателя оказывают специфика производства, несколько факторов, уровень развития которых различен, — говорит председатель Бобруйского горисполкома Дмитрий Бонохов. — Неплохих результатов добиваются переработчики — завод рапсового масла, кожкомбинат, завод растительных масел. Другой уровень, и гораздо ниже, в легкой промышленности — примерно 150 миллионов рублей, например, на фабрике «Бобруйсктрикотаж». Нередко в выручке оказываются и зарплата, и налоги… Работать есть над чем, если учесть, что за 10 месяцев прошлого года выручка от реализации в расчете на одного работающего составила в нашей стране более 470 миллионов рублей, а в Бобруйске по итогам нынешнего года она должна составить без малого 570 миллионов рублей.

Признавая, что в практике работы с выручкой от реализации как с важнейшим показателем пока нет необходимой методологии, помощник Президента Республики Беларусь, главный инспектор по Могилевской области Геннадий Лавренков предостерег бобруйских хозяйственников от скатывания к увеличению выручки любой ценой:

— Приходится слышать от некоторых руководителей, что, дескать, если не удастся выйти на намеченный рубеж в обеспечении выручки, используем резерв — проведем оптимизацию численности, сократим человек двести… Это неприемлемый путь.

Похоже, эти правила руководители бобруйских предприятий принимают и понимают. Тот же Теймураз Бочоришвили обещает в наступившем году получить на «Славянке» не менее 140 миллионов рублей выручки на каждого работающего. И никого из них не сократить.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter