Что мешает белорусским экофермерам и почем они продают свою продукцию?

Трудный «зеленый» сертификат

Что мешает экофермерам и почем они продают свою продукцию?
ОРГАНИЧЕСКИМ земледелием в стране занимаются всего около десятка фермеров, его продукцией торгуют считаные магазины. Недавно в Центре экологических решений пятерка белорусских пионеров этого вида ведения сельского хозяйства после трехнедельной стажировки в США обсуждала увиденное за океаном, а также перспективы развития аналогичного бизнеса в нашей стране. 


ОДНИМ из первых получил европейский «зеленый» сертификат на землю Игорь Хващевский. Начинали они с женой с четырех гектаров личного подсобного хозяйства в деревне Чухны Сморгонского района. Недавно приросли еще двадцатью гектарами и преобразовались в КФХ «Вермиэкокультура». 

Коренные горожане подались в экологическое земледелие из-за детей — их сына и дочь не обошла тяжелейшая аллергия на обычные продукты. Поэтому решили выращивать своими руками овощи без химии. Увлеклись и экологическим удобрением – вермикомпостом, который получают при помощи специальных червей. Отсюда и необычное название хозяйства. Буквально на днях «Вермиэкокультура» выиграла грант Евросоюза на реализацию проекта «зеленой экономики», предполагающего восстановление плодородия земель с помощью органических удобрений.

Несколько лет назад Игорь Михайлович с гордостью демонстрировал круглогодичную теплицу с огурцами и луком. Сейчас из-за экономической ситуации фермер полностью отказался от выращивания овощей зимой в парнике — нерентабельно. Высаживание рассады у него начинается с марта. Занимается овощами — морковь, свекла, салаты. Сажает картофель. Около 10 гектаров занимают плантации черной смородины и клубники.

Вкратце не опишешь все технологии, которые применяют Хващевские. Это и сидераты, и биопрепараты, и растения, отгоняющие вредителей. В этом году Игорь Хващевский обзавелся сетчатой бороной и пропашным культиватором, ждет роторного штригеля. 

Как признается глава крестьянского фермерского хозяйства «СидСад» в Минском районе Елена Сидорова, к мысли заняться именно органическим земледелием ее подтолкнула сама местность: холмистая, в виде большого блюдечка, и, если применять химию, она неизбежно будет скапливаться внизу. Поэтому фермеры выращивают высокорослую голубику, крупноплодную клюкву, жимолость и зерно.

Фермер Игорь ХВАЩЕВСКИЙ собирает урожай картофеля.


Была у ориентации на биопродукты и экономическая причина. По словам руководителя КХП, спрос на органические товары на рынках Европы и США превышает предложение в 5 раз. Там многие поля уже слишком захимичены для перехода на новые рельсы, и это шанс для бедных белорусских земель. Кроме того, органическое сельское хозяйство предприниматель считает благородным занятием:

— Мы приносим пользу и природе, и человеку, возрождаем сельскую местность. 

Еще один начинающий производитель биопродуктов из деревни Наквасы Дзержинского района Константин Чичира выращивает на четырех гектарах органическую клубнику, пастернак и лук. 

ДМИТРИЙ Крылов занимается производством козьего молока и продуктов из него. Сегодня во владениях его КХП «ДАК» в Дзержинском районе — 100 гектаров. По мнению фермера, у каждого потребителя должен быть выбор: купить обычную морковь за доллар или органическую за три. К тому же обычный способ производства истощает почву, считает он. Любой, кто занимается овощами, подтвердит: через 4 года земля в теплице превращается в неплодородный субстрат. 

— Наше сельское хозяйство рассчитано на экспорт, а экспортный потенциал органической продукции очень высок, — ссылается на экономические плюсы Крылов. — И органическая продукция, как правило, в 2—3 раза дороже. Так, украинский органический овес прошлой осенью продавался на бирже по цене 318 евро за тонну, пшеница – по 380 евро. Наши южные соседи активно этим пользовались, попутно завязывая контакты и поставляя не только экологически чистое сырье, но и обыкновенное новым партнерам. 

Магазин кооператива фермеров в Рено, штат Невада.

ОДНАКО с выгодой пока ситуация складывается не лучшим образом. По правде говоря, была бы она — органическим земледелием давно бы уже занялись крупные производители, а не десяток энтузиастов. 

Игорь Хващевский сетует на то, что фермеров мало, а заинтересованному покупателю, образно говоря, мало одной органической картошки в супе — нужны и лук, и морковь, и прочие овощи. С небольшими объемами нет смысла выходить на европейский рынок. Сам Игорь Михайлович всю выращенную продукцию реализует покупателям в Сморгони и через один столичный магазин. Не хватает производителям и закона об органическом земледелии, разговоры о котором ведутся не первый год. Принятие такого нормативного акта позволило бы четко прописать систему контроля, защитить настоящий органический продукт и убрать с полок фальсификат — то, что только называется «эко» безо всяких на то оснований. 

Хозяйствам не помешала бы и финансовая поддержка во время переходного периода, считают фермеры. Ведь три первых года, пока почва не восстановится и не «перестроится» после интенсивного использования, ее плодородие и урожаи падают. Не хватает технологий, техники, биопрепаратов. В Европе фермер во время переходного периода получает государственные дотации, в США — может рассчитывать на помощь ученых-агрономов. У нас пока подобной поддержки нет.

За примерами успешного развития органического сельского хозяйства далеко ходить не нужно. В Эстонии уже 12,8 процента всех угодий заняты такими предприятиями, в Чехии — 12,4, в Латвии — 4, в среднем в странах ЕС — 5,1 процента. В Соединенных Штатах — около 20 тысяч сертифицированных объектов такого типа: это и переработчики, и фермеры. Органические продукты занимают 5 процентов рынка. Некоторые производители выращивают до 1500 видов продукции в одном хозяйстве. Любопытно, что во время одной из встреч продавцы органического товара попросили контакты и у наших фермеров: мол, есть и для вас ниша, привозите свою голубику и овощи. 

В США Дмитрия Крылова как фермера, который занимается получением продуктов из козьего молока, особенно впечатлила работа санитарной службы. Она скорее нацелена на консультирование производителя, а не контроль: специалисты подсказывают фермеру, как улучшить систему сбора и переработки продуктов. Однако там работают другие механизмы защиты потребителя: если несвежим молоком, к примеру, кто-то отравится, он получит с фермера миллионное возмещение, которое последнего просто разорит.

Магазин кооператива фермеров в Рено, штат Невада.

Елена Сидорова обратила внимание, что в США много плакатов «Я люблю своего фермера», «Знай своего фермера». Что это означает? Скажем, весной семья делает добровольное пожертвование, к примеру, 300 долларов. Таким образом, она как бы спонсирует своего фермера. Возникает объединение его клиентов. А фермер, в свою очередь, когда собирает урожай овощей и фруктов, еженедельно присылает каждому корзину со свежими продуктами.

Еще одна форма организации американских потребителей — «Фуд-банк». Каждую неделю фермер жертвует в такую организацию излишки своей продукции. Волонтеры в свободное время пакуют из них социальные корзины — их получают бедные и неимущие. А хозяин за такую благотворительность может рассчитывать на налоговые послабления. Существует этот «банк еды» на пожертвования.

В официальных учреждениях также не забыта «зеленая» тема. Над рабочими местами чиновников — лампы в виде зеленых листьев, а ручки украшены яркими цветками. Так выглядит департамент продуктов и сельского хозяйства Калифорнии.

Вывод можно сделать один: это изобилие даже в Соединенных Штатах Америки не возникло за одну секунду. Однако, несмотря на трудности роста, фермеры, занятые в этом бизнесе, полны оптимизма.

КОММЕНТАРИЙ

Заместитель начальника управления агропромышленного комплекса — начальник отдела сельхозпроизводства Министерства экономики Дмитрий КЛЕГА:

—  В проекте Программы социально-экономического развития на ближайшие пять лет органическое сельское хозяйство присутствует как одно из направлений. Предполагается разработать несколько связанных с органическим земледелием законодательных актов, один из них стоит в плане на 2016—2017 годы. Мы видим в органическом сельском хозяйстве прежде всего механизм повышения доходов сельских жителей. Ориентация на экспорт повысит и престижность жизни в деревнях. Государству прежде всего важен экономический и социальный эффект. 

yasko@sb.by

Фото автора и Елены СИДОРОВОЙ
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter