Легко ли прожить на пенсию?

Трудный отдых от труда

В стране более полумиллиона человек, достигших пенсионного возраста, продолжают работать. Основные причины — нежелание выпадать из социума и боязнь после многолетнего более или менее комфортного существования остаться с 280 рублями в кошельке, которые теперь приходится растягивать на месяц. Хорошо, когда есть дети и внуки, готовые помочь материально. Но что делать, если именно старикам приходится не только содержать себя, но и подставлять плечо молодому поколению? Люди, проработавшие на предприятиях более сорока лет и никогда не задумывавшиеся о том, из чего формируется их будущая пенсия, сегодня задают один и тот же вопрос: как могло получиться, что я теперь живу на копейки?

205339-04 (Копировать).jpg

У каждого свои курорты

Обратившийся в редакцию Григорий Павлович Калачей из Рогачевского района не понаслышке знаком с бытом пожилых сельчан:

— Пенсия одинокой бабушки или дедушки — 210—270 рублей. Квартплата, газ, вода — так может набежать и сто рублей, которые минусуем из общей суммы. Что остается? Мизер, даже на хорошее питание не хватает, не говоря уже про непродовольственные товары.

А тем временем открываются новые магазины, развлекательные центры, фирмы — все платят налоги. Даже от платных дорог есть прибыль. Государство получает свой доход. Почему же это не сказывается на пенсиях? Я, например, отработал 51 год. И лишь в 70 лет ушел на пенсию. Мне хватает моих денег, но что делать тем, кто живет на 250 рублей?
Минчанка Елена Васильевна Ковалева делится своей историей:

— Муж умер вскоре после выхода на пенсию, проработав 47 лет. Я “сдалась” в 63 — здоровье уже было не то, каждый день на производстве 8 часов “пахать” не было сил. Теперь живу на 280 рублей в месяц. В летний период за “коммуналку” плачу 60, зимой еще больше. Вещи покупаю в секонд-хенде. Обувь донашиваю за дочкой. Она, чем может, помогает, но одна растит сына, платит кредит за однокомнатную квартиру. Как только пенсионерам за границей удается по курортам разъезжать, в санаториях лечиться? Почему нам не могут платить больше?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно понимать, что представляет собой распределительная (или “солидарная”) система выплаты пенсий, которая действует у нас. Ее суть — средства формируются из текущих поступлений обязательных страховых взносов работодателей и работников на пенсионное страхование в Фонд социальной защиты населения. Чем меньше людей задействовано в экономике страны, тем меньше возможностей платить хорошую пенсию из бюджета. В странах с демографическим спадом, к которым относимся в том числе и мы, это превратилось в серьезную проблему.

При этом примерно половина из 176 государств, согласно исследованию Всемирного банка, избрали именно распределительную систему, поскольку она дает хотя бы минимальные социальные гарантии малообеспеченным слоям населения. Во Франции, в Австрии, Финляндии, Италии и Люксембурге государство обеспечивает 100% пенсионных выплат. А вот в США функционируют как государственные, так и частные пенсионные системы, причем на законодательном уровне.

В пределах финансовых возможностей

Несмотря на экономические сложности, в Беларуси принимаются меры по повышению пенсий, говорят в Министерстве труда и социальной защиты. Их размеры перерасчитываются не реже одного раза в год, в пределах финансовых возможностей бюджета Фонда соцзащиты, как это предусмотрено законодательством. Последний перерасчет трудовых пенсий был в декабре прошлого года (в среднем они выросли почти на 5%), очередной перерасчет будет проведен до конца 2017 года. Кроме того, минимальные и социальные пенсии, надбавки и доплаты к пенсиям индексируются в связи с повышением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (на этом основании пенсии увеличивались в нынешнем году с 1 февраля и с 1 мая).

Также оказывается социальная поддержка малообеспеченным и находящимся в трудной жизненной ситуации гражданам, в том числе и пенсионерам — речь идет о системе государственной адресной социальной помощи. За первый квартал этого года получателями ГАСП стали 88,6 тысячи человек, а сумма назначенной помощи составила 20,8 миллиона рублей. Кроме того, пожилые люди могут воспользоваться социальными услугами территориальных центров социального обслуживания населения, нетрудоспособные граждане имеют право на социальные услуги на дому.

Сегодня на 100 граждан, занятых в экономике страны, у нас приходится 62 пенсионера. Чтобы поддерживать нынешнюю распределительную систему на должном уровне, до 2025 года в Беларуси будет ежегодно на 6 месяцев увеличиваться пенсионный возраст (до 58/63 лет для женщин/мужчин соответственно), а также минимальный стаж работы с уплатой обязательных взносов, требуемый для назначения трудовой пенсии, увеличится до 20 лет.

КОММЕНТАРИЙ

-Левшунов.jpg

Олег Левшунов, заместитель председателя Постоянной комиссии по труду и социальным вопросам Палаты представителей Национального собрания Беларуси:

— На пенсионные расходы у нас идет 9% ВВП. Это достаточно серьезная сумма, особенно если сравнивать, например, с Молдовой или Украиной. Равнение на Западную Европу в этом случае не слишком корректно, поскольку мы живем в других реалиях: развивающаяся экономика, серьезный демографический кризис. Тем не менее государство многое делает для того, чтобы у пенсионеров была возможность вовремя получать выплаты, пользоваться бесплатной медициной, другими услугами. Пенсионная система — это серьезный финансовый институт, находящийся в тесной взаимосвязи с трудовыми отношениями. Источником финансирования трудовых пенсий являются страховые взносы работодателей и работников, отчисляемые от заработной платы. Когда люди задают вопрос, почему бы не направлять в Фонд соцзащиты прибыль со строительства спортивных объектов, гипермаркетов или с платных дорог, они не осознают, что все эти объекты — инвесторский продукт. А инвестор предпочитает вкладывать деньги в то, что приносит выгоду. И говорить о меценатстве здесь, увы, не приходится. Перераспределение финансовых потоков — тоже не выход. Допустим, мы возьмем часть средств с наших производств. Но такая мера непременно скажется на повышении себестоимости продукции. И что мы выиграем? Забрать деньги из фондов школ, вузов? Тогда автоматически встанет вопрос о повсеместном введении платного высшего образования.

На мой взгляд, решить вопрос о выплате достойных пенсий возможно за счет роста производительности труда. Часть населения агрессивно восприняла Декрет № 3 о предупреждении социального иждивенчества. Не спорю, в нем есть недоработки, которые сейчас корректируются. Но ведь главная мысль — вывести людей из теневой экономики, бороться с зарплатами в конвертах, заставить тех, кто не работает, платить налоги и пополнять госбюджет. Больше налогов, больше отчислений в пенсионные фонды — равно стремительный рост пенсионных выплат. Плюс конкурентоспособность белорусской продукции, модернизация производств. Пошли продажи — пошли доходы. Экономика на подъеме — значит, можно повышать пособия, пенсии.

А сейчас, когда в стране около двух с половиной миллионов пенсионеров, а работающих граждан — всего на полтора миллиона больше, мы с трудом справляемся с такой нагрузкой на бюджет. Тем не менее отмечу: даже при таких непростых условиях все социальные программы у нас выполняются.

Нас спасут “длинные” деньги?

пенсия1-б.jpg

По мнению Катерины Борнуковой, ведущего исследователя Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) и одного из авторов статьи “Последствия старения населения для пенсионной системы Республики Беларусь”, опубликованной в научном журнале Baltic Journal of Economics, повышение пенсионного возраста — мера логичная. Продолжительность жизни в стране увеличивается, и многие современные пенсионеры в свои 70 лет еще полны сил и энергии, чтобы продолжать работать и платить взносы в ФСЗН. Другой вопрос, должна ли эта мера быть поэтапной?

— Уже к 2022 году, при условии, что мы оставляем все как есть, нас ждет новый дефицит Фонда соцзащиты. А значит очередное повышение пенсионного возраста или, как вариант, наращивание внешнего долга. Единственным оптимальным решением этих проблем в долгосрочной перспективе могло бы стать непрерывное повышение пенсионного возраста до 65 лет одновременно и для мужчин, и для женщин. Это уже сейчас помогло бы увеличить ресурсы Фонда соцзащиты, и, следовательно, появилась бы возможность поднять пенсии.

Кроме того, уверена специалист, сегодняшняя распределительная пенсионная система не стимулирует развитие финансового сектора и не становится источником “длинных” денег:

— Постепенный переход к накопительной системе позволил бы превратить сбережения в инвестиции и стимул роста для экономики, — уверена Катерина Борнукова. — У нас же пока на законодательном уровне такой вариант даже не рассматривают, объясняя это высокими рисками и негативным опытом применения этой меры в странах со сходной экономикой. Однако накопительная система создает более четкую связь между трудовыми доходами и будущими пенсиями, а следовательно, и стимулы к участию в рынке труда, позволяет эффективно бороться с теневой экономикой и зарплатами в конвертах. “Длинные” деньги — это хорошая прибавка к “основной”, государственной пенсии. Гражданам нужно активно участвовать в банковских вкладах и страховых взносах на добровольной основе, создавая себе “подушку безопасности” на старость. Было бы неправильно рассчитывать в этом вопросе только на государство.

Мнения

Владимир Роговцов, заслуженный артист Беларуси:

-Роговцов (Копировать).jpg

— Многие пенсионеры посвятили работе на одном предприятии не один десяток лет. Почему бы руководству не поощрять бывших сотрудников знаками внимания, хотя бы небольшой материальной помощью? Например, в театре им. Я. Купалы не забывают о своих пенсионерах. Одним дают возможность работать дальше, других, уже отошедших от дел, время от времени поддерживают материально, и вообще с большим уважением относятся к пожилым людям. Поэтому у нас нет ощущения, что на пенсии жизнь становится более тусклой. Но для этого надо прилагать усилия и самому.

Николай Вакулич, пенсионер из Гомеля:

вакулич (Копировать).jpg

— Пенсия у меня очень скромная, но повезло, что живу в мамином частном доме, есть небольшой участок. На свежую зелень и овощи тратиться не приходится. Сейчас высадил помидоры, дай Бог, будут и огурцы. Сотка земли у меня под картошкой. Капусту выращиваю. Есть яблоньки и сливы, даже лесной орех во дворе. Хочу развести виноград. В магазине покупаю хлеб, каши, сахар, чай, муку, раз в неделю мясо. Разводил кур, но стоимость комбикорма такая, что выгоднее покупать яйца в магазине. Не было бы огорода, я, конечно, жил бы намного хуже. А ведь хочется и внукам гостинец купить, и себя побаловать чем-нибудь вкусненьким.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter