Трудные вопросы и достойные ответы

Магазин «Лимож», открывшийся в прошлом году после реконструкции в одном из самых населенных микрорайонов Гродно — Девятовке, очень популярен в городе

Магазин «Лимож», открывшийся в прошлом году после реконструкции в одном из самых населенных микрорайонов Гродно — Девятовке, очень популярен в городе. В первую очередь славится он своими пирогами — действующий здесь кондитерский цех выпекает до ста видов сладкой продукции — и широким ассортиментом товаров. Именно благодаря этому, убеждена его директор Светлана Головнева, «Лимож» занимает  одно из ведущих мест в городе по объемам продаж продовольственных товаров. Причем «внутригосударственная география» продукции включает все регионы нашей страны.

— И это не просто нормально, — убеждена Светлана Владимировна. — Это необходимо, чтобы привлекать покупателей и работать с прибылью. Такая тактика выработалась со временем, и ее во многом подсказал покупатель. Поэтому сегодня у нас в витринах, к примеру,  рядом с продукцией молкомбинатов Гродненщины предлагаются изделия брестского «Савушкина продукта», минской «Молочной страны», Клецкого маслозавода… Выбор делает покупатель. Например, масло из Клецка «берет» невысокой ценой, приемлемым качеством. Для кого цена менее принципиальна, выбирают волковысское масло. Популярностью пользуются глазированные сырки столичной «Молочной страны». «Савушкин продукт» же предлагает творог «101 зерно», йогуртную сметану – они у нас вне конкуренции. И, конечно же, мы заключаем договоры на поставку товаров, которые пользуются спросом у наших клиентов. Из тринадцати наших поставщиков цельномолочной продукции восемь – предприятия из других регионов Беларуси. 

То же можно сказать и о мясной продукции (из одиннадцати поставщиков шесть из других областей)  – на этикетках значатся Волковыск, Береза, Слоним и Слуцк, детское питание  – из Волковыска, Клецка, Витебска, Малориты, Орши, плодоовощные консервы – из Гродно, Борисова, Ляховичей, Глубокого, Молодечно… 

— Такой принцип формирования продуктового портфеля – позиция руководства магазина или политика управления торговли? – с этим вопросом мы обратились к начальнику управления торговли и бытовых услуг Гродненского облисполкома Владимиру Стоме. 

— Я бы сказал, что это государственная политика в сфере торговли, — пояснил он, — правильная и эффективная. От честной конкуренции производителей выигрывают в первую очередь потребители. Но не только они. Пример «Лиможа» и большинства других учреждений торговли Гродненщины ярко убеждает, что работать результативно и получать прибыль можно, только предоставляя покупателям широкий выбор товаров. Тогда каждый найдет что-то свое, а торговля останется в выигрыше. 

Поэтому для продвижения товаров производителей из различных регионов страны в области создаются их представительства, филиалы, открываются оптовые склады. Такие подразделения на Гродненщине имеют брестский Торговый дом «Идеал», КУП «ВКК «Витьба», минская кондитерская фабрика «Слодыч», могилевский «Вейнянский родник» и другие. 

— За соблюдением правил добросовестной конкуренции пристально следят областные власти, — продолжает Владимир Михайлович. – Никаких ограничительных мер по ввозу в область товаров из других регионов Беларуси у нас нет. Позиция районных и городского  исполкомов по этому вопросу также находится под контролем. К примеру, в начале мая были проверены учреждения торговли Лиды. Выяснилось, что за последнее время ассортимент продуктов, выпускаемых в других областях, здесь расширился. Как, к слову, и продукции из других районов Гродненщины. Это также немаловажно, так как в масштабах области в равных условиях должны находиться все предприятия. 

А как продвигается в  регионах страны  продукция гродненских производителей? Ответ на этот вопрос мы решили найти на предприятии перерабатывающей отрасли – ОАО «Молочный мир». Во-первых, потому, что молочная продукция – одна из самых «мобильных», она активно «передвигается» и по Беларуси, и за ее пределами. Во-вторых, потому, что на Гродненщине представлены многие «раскрученные» молочные бренды из других областей. 

— В разных регионах ситуация складывается по-разному, — поделилась начальник отдела продаж Тереза Максимова. – В Минске, к примеру, реализация нашей продукции по сравнению с прошлым годом увеличилась. Так же, как и в Гомеле. Наверное, это во многом объясняется широким ассортиментом нашей продукции, одних только твердых сыров у нас восемь видов. Плюс майонезы, минеральная вода, плавленые сыры, творожные изделия и многое другое. Предприятиям выгодно заказывать продукцию в ассортименте у одного производителя. Популярностью пользуются новинки. Например, молоко ultra clean, которое хранится от восьми до двенадцати суток и фасуется в удобную упаковку с крышечками. Важный фактор – наличие наших дилеров в этих регионах: их работа приносит конкретные результаты. На Витебщину и Могилевщину поставляем меньше, в первую очередь из-за больших расстояний  между областями. Поставка цельномолочной продукции на такие расстояния приносит убытки. 

А самый «мобильный» продукт из всех выпускаемых «Молочным миром», пожалуй, мороженое. За пределами Гродненщины его реализуется до 40 процентов от общего объема производства. И если в холодное время года продукция еще требует продвижения, то с наступлением теплых дней заинтересованность в ней растет просто в геометрической прогрессии. Сегодня на фабрике мороженого очередь за его получением. 

— Конкурировать проще, когда можешь предложить клиенту что-то особенное, — убежден начальник фабрики мороженого Валерий Шишко. – Наша особенность в том, что гродненское мороженое – натуральное. В прямом смысле этого слова. Мы выпускаем продукцию только на натуральных сливках и молоке, не используя порошковых. Используем не кокосовое, а натуральное сливочное масло, благо его у нас достаточно. Наверное, и по этой причине тоже объемы производства уже три года подряд растут на 40 процентов. 

Торговля со своей стороны заинтересована продать все, что продается. Предприятия – все, что произведено. При этом все рассчитывают получить прибыль. Но чтобы эти интересы сомкнулись в одной цепи, нужна взаимная инициатива, умение продвинуть и предложить продукт. И, конечно же, очень важно качество как самого продукта, так и организации его реализации. Когда все перечисленное сходится, трудные вопросы превращаются в достойные ответы. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter