Трудности роста

Школьный портфель пусть подождет до осени. А теперь у подростков другая забота — чем заняться летом...

Школьный портфель пусть подождет до осени. А теперь у подростков другая забота — чем заняться летом. В смысле где устроиться на временную работу, желательно денежную.


Чтобы найти место «на сезон», у школьников есть несколько вариантов. Одни, везучие, просят помощи у родителей, и те временно устраивают их к себе в фирмы. Другим дорога в отдел трудоустройства: в Минске, например, они есть в каждом районе. Специалист «пошерстит» в базе и найдет что–нибудь подходящее. Продавцы кваса и мороженого, санитарки, уборщики, грузчики... Список вакансий, к примеру, в отделе трудоустройства «Октябрьский», внушительный. Средняя зарплата — около 560 тысяч рублей. Но вот незадача: среди соискателей работодатели выберут скорее совершеннолетнего — зачем возиться с «зелеными» пацанами? Получается, что на самом деле у 14 — 16–летних подростков путь один — на пару недель отправляться на подработку снова в школу или в центр внешкольной работы подклеивать учебники, полоть клумбы во дворе, мыть окна и подкрашивать облупившиеся стены. Вариант ли?


Сила есть


— В школу — ни за что! — мотает головой 16–летний Никита Жучкевич. — Денег мало платят, к тому же мне в прошлый раз их частями отдавали. Зато я как–то раз устроился по знакомству в одну компанию, работал на складе, носил коробки, в общем, что говорили, то и делал. Хоть денег на шмотки заработал.


Смотрю на парня и понимаю, что он вполне бы мог трудиться наравне со взрослыми. Современные школьники, что ни говори, — акселераты. И бетон смогут мешать, и машину разгрузить. Правда, тут–то для них и появляются барьеры: по нормам, все, кто младше 16, вправе работать только 4 часа 36 минут в день. А за такой «детский» труд и платят соответственно. Но неужели нельзя пересмотреть правила?


— Чтобы понять, действительно ли школьники стали более крепкими, нужно знать четкую статистику их состояния здоровья, — считает профессор 1–й кафедры внутренних болезней БГМУ, доктор медицинских наук Татьяна Мохорт. — То есть сделать определенную выборку и провести медицинский осмотр. По личному опыту знаю: когда парни–призывники проходят медосмотр, то очень крепких ребят действительно много, впрочем, как и хилых. Так что какие–то нормы для трудоустройства подростков можно будет пересмотреть лишь в том случае, если врачи найдут подтверждение тому, что дети стали сильнее и выносливее.


Условные единицы


К сожалению, подобрать всем школьникам хорошую, достойную по оплате работу, говорит главный специалист отдела трудоустройства «Октябрьский» Вера Степанеева, крайне сложно. Да, чтобы оплачивать труд в школах, выделяют деньги из бюджета Минска и Фонда социальной защиты населения. Но в 2010 году финансирование «урезали» почти втрое, и с тех пор оно практически не растет.


— Мы стараемся устроить хотя бы сирот, нуждающихся детей, тех, кто состоит на учете в ИДН, — разводит руками моя собеседница. — Но, думаете, они хотят идти работать в школу? Им зарплата кажется смешной, у школьников сегодня другие запросы, им бы все в условных единицах...


Ученице 11–го класса СШ № 1 Минска Тане Гражевич в декабре исполняется 18. Вот тогда, считает школьница, с работой будет попроще. Можно устроиться официанткой, поваром в кафе и получать более реальные суммы, чем те, что предлагаются на летних подработках, например в центрах внешкольной работы. Правда, мизерные, по нынешним меркам, 146 тысяч рублей, которые Таня получила, подкрашивая двери и плинтусы в своей школе прошлым летом, тоже пригодились. Свои кровно заработанные не только грели душу, но и подогревали интерес к любому оплачиваемому труду: позже благодаря одному знакомому девушка устроилась на пару дней расклейщиком рекламы. В итоге смогла положить в кошелек еще полмиллиона. На этот раз в отделе трудоустройства «Октябрьский» ей предложили должность санитарки в городской детской больнице, а также пообещали уточнить, свободно ли еще место в одном из минских универсамов. Там вроде можно устроиться на выкладку товаров.


— В принципе, готова идти в больницу, — рассуждает Таня. — Предлагают почти 400 тысяч в месяц. Хватит на всякие вкусности, даже на одежду.


Смогут ли все желающие школьники подработать этим летом? Не факт, но очевидно одно: многие из них уже стремятся «слезть» с родительских плеч. Правда, сделать это легально не так просто: даже 16 лет — это не возраст для работы. Так считают врачи, учителя. С одной стороны, они правы: к чему подрывать здоровье с малых лет непосильным трудом? Но, с другой, если подросток по силе и выносливости сравнится уже с взрослым мужчиной, почему бы и не дать ему работу, о которой он так мечтает?


Компетентно


Начальник инспекции по делам несовершеннолетних Октябрьского РУВД Минска Александр Андриевский:


— Сейчас мы сами приводим школьников в отдел трудоустройства, чтобы подобрать им работу. В первую очередь стараемся устроить всех, кто состоит на учете в инспекции. Так мы хотя бы знаем, что дети в первой половине дня заняты. К слову, все «проблемные» подростки летом под нашим наблюдением. Знаем, кто находится в детском лагере, кто в гостях у бабушки. А вот если ребенок сидит дома — это уже чревато последствиями. Именно для таких работа — отличный вариант провести свои каникулы с пользой и немного накопить на карманные расходы.


Справка «СБ»


Варианты трудоустройства для школьника


Подсобный рабочий — 900 тысяч рублей.


Продавец кваса и мороженого — 900 тысяч рублей.


Укладчик–упаковщик — 560 тысяч рублей.


Контролер в магазине (выкладка товаров) — 400 тысяч рублей.


Санитарка палатная — около 383 тысяч рублей.

 

«Есть вопрос»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter