Трудности перевода

Передела  рынка  мобильной  связи  пока  не  будет

Передела  рынка  мобильной  связи  пока  не  будет 

Оптимисты надеялись: Министерство связи  и информатизации вот-вот закрепит за сотовыми абонентами право сохранять номер при переходе от одного оператора к другому. К сожалению, этим мечтам пока сбыться не суждено. Введение столь полезной услуги на территории Беларуси откладывается, как минимум, до 2010 года. По техническим причинам… 

Нередко потеря номера и контактов для многих абонентов является ключевым фактором, удерживающим от перехода в другую сеть. Клиент и рад бы сменить оператора, да необходимость поменять комбинацию цифр, в известность которой для всех нужных ему людей он инвестировал с самого момента подключения, останавливает его. Так что услуга «Перенос мобильного номера» (MNP) традиционно считается не только своеобразным индикатором насыщенности и развитости рынка, но и справедливой возможностью сделать жизнь абонента проще. Эксперты называют внедрение такой услуги стимулом более активной конкуренции между операторами в будущем. Естественно, с пользой для потребителей. Опыт западных стран показывает, что появление такого сервиса ведет к снижению тарифов и повышению качества обслуживания. 

Однако не стоит забывать и про то, что в белорусских условиях услуга MNP является «палкой о двух концах». Сервис мог бы стать чуть ли не единственной возможностью перераспределения долей операторов электросвязи. Два сотовых гиганта, работающие под марками МТС и Velcom, которые сообща занимают более 95 % рынка, по сути, не оставили своим коллегам по цеху ни малейшего шанса занять более-менее приличные рыночные позиции. Поэтому для компаний внедрение услуги можно было бы сравнить разве что с манной небесной — после активации сервиса им с удвоенной силой пришлось бы намекать абонентам, чем же именно их услуги лучше, и определенный процент «перебежчиков» они в конечном счете получили бы. Более того, сервис «Перенос мобильного номера» для компании «БеСТ» вообще мог бы стать дополнительным козырем при общении с потенциальным иностранным покупателем. 

Несмотря на то, что Минсвязи никогда не оглашал своих конкретных планов по срокам введения услуги MNP, сами сотовые операторы и «подогретая» общественность ожидали, что в 2008—2009 годах рынок сотовой связи мог бы перешагнуть через этот эпохальный рубеж. Работа над концепцией услуги «Перенос мобильного номера» шла около года. По заданию Минсвязи организация «Гипросвязь» изучала степень готовности рынка подвижной электросвязи к ее введению со всевозможных позиций — не только социальной готовности абонентов, но и в первую очередь технической возможности операторов сотовой и фиксированной связи осуществить переход. Сенсации не произошло. Исследования закончились неутешительным выводом: на данном этапе внедрение MNP представляется нецелесообразным. Как поясняет начальник Управления электросвязи Министерства связи и информатизации Юрий Шпак, связано это, в первую очередь, с технической невозможностью организовать сервис. Вызывает вопрос и отсутствие необходимой законодательной базы, способной в принудительном порядке обязать операторов оказывать эту услугу. Ведь для них сверхвыгодной назвать ее сложно, и, как показывает мировая практика, нередко сотовые компании до последнего саботируют внедрение MNP в своих сетях. «К примеру, в 2003 году вступили в силу директивы «О всемирных услугах», учрежденные Европарламентом, согласно которым сохранение номера за абонентом в странах ЕС стало обязательным как для сотовых, так и для фиксированных операторов. Примерно такие же законодательные аспекты стоило бы закрепить и в Беларуси, — поясняет Юрий Шпак. — С другой стороны, от внедрения услуги MNP мы точно никуда не денемся. Я думаю, что это перспектива ближайших нескольких лет. Однако ранее 2010 года рынок вряд ли будет к этому готов». 

Хотя явных возражений по поводу введения переноса мобильного номера со стороны операторов электросвязи пока нет, сами они признают: такие изменения в области развития мобильной связи невозможны сразу. Придется «договариваться» с конкурентами. Кстати, в странах Западной Европы абонент при переходе от одного оператора к другому платит Ђ 5—10. К тому же оператор, к которому переходит абонент, платит около  Ђ 15 своему конкуренту. Говорят, что это помогает защитить рынок от демпинга и разовых рекламных акций, подталкивающих абонентов к смене сети. Генеральный директор СООО «МТС» Владимир Карпович указывает: «Беларусь сегодня может гордиться тем, что цены на услуги сотовой связи на ее территории дешевле, чем в большинстве стран Западной и Восточной Европы: в среднем от 1,5 до
2 центов за минуту». Политика доступных тарифов привела к тому, что белорусы являются самыми активными потребителями голосовой связи в странах Старого Света. К примеру, в МТС за последние четыре года потребление голосового трафика выросло с 304 до 503 минут в месяц. Так что ценовой фактор вряд ли стоит называть одним из главных условий приверженности к услугам той или иной сотовой компании. У сотовых операторов, по их же словам, осталась одна надежда — лояльность клиента. А ее, как известно, тоже надо заслужить — причем не только приемлемыми тарифами и хорошим качеством предоставляемых услуг, но и их разнообразием и доступностью. Эксперты прогнозируют, что особенно усилится конкуренция в секторе высокодоходных корпоративных клиентов, которым наиболее важно сохранять свой номер. Например, в Гонконге в первый год после введения такой услуги 95 % абонентов поменяли оператора. А вот опыт Европы и США показал обратное: через 1—2 года после ввода услуги отток абонентов от одного оператора к другому составил примерно 5 %. 

В нынешнем году MNP появится в Чехии, Словакии, Канаде, Новой Зеландии, Мексике, Индии и, возможно, России. В Беларуси об MNP владельцы сотовых телефонов пока только мечтают. Но в целом белорусские операторы положительно отзываются о возможности переносить номер. Они утверждают, что удерживать абонента нужно не технологическими средствами, а маркетинговой политикой. Некоторые операторы говорят, что смогли бы заполучить в свои сети пользователей связи, предоставляемой оператором-конкурентом, если бы не привязка к номеру... 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter