Исповедь нелегальных мигрантов, задержанных на границе

Трудности переходного периода

Мигранты для старушки Европы стали серьезной головной болью. Каждый день в Евросоюз из стран Африки и Азии прибывают сотни нелегалов. Только в первом полугодии зафиксировали больше 60 000 случаев незаконного пересечения рубежей ЕС. Впервые самым популярным маршрутом миграции стал западносредиземноморский, по которому мигранты добираются до берегов Испании, а затем расселяются по континенту. Между тем на восточной границе объединенной Европы по-прежнему спокойно. Белорусские пограничники со своими обязанностями справляются отлично. Как удается обеспечить надежность рубежей, на какие хитрости идут нелегалы, почему их становится все больше и при чем здесь ЧМ-2018 по футболу? Ответы на эти вопросы — в репортаже «Р».


Расслабляться не приходится

Брестская крепость, площадь Церемониалов. По утрам здесь безлюдно. У Вечного огня лишь несколько туристов. За Холмскими воротами на берегах Буга ловят удачу рыбаки. Тишина звенит и пробирает до костей.

Еще 200 лет назад здесь кипела жизнь. По узким улочкам носилась малышня, торговцы открывали свои лавочки, богобоязненные дамы торопились к заутрене. Десятки храмов и монастырей, древнейшая в стране синагога, кафедральный собор Святого Николая Чудотворца, где в 1596 году была подписана Брестская уния… Этот 800-летний город канул в Лету. На его месте построили крепость, которой летом 1941 года было суждено стать символом мужества и героизма.

Крепость стоит буквально на границе. До Польши — рукой подать. Возле археологического музея «Берестье» установлен указатель «Проход запрещен». За каждым движением следит интеллектуальная система видеонаблюдения. Чуть дальше — контрольно-следовая полоса, вышка, пограничная река…

Вся граница как на ладони...

В крепость каждый год приезжают не только сотни тысяч туристов, но и сотни тех, кто рассчитывает нелегально перебраться через границу и начать новую жизнь в Евросоюзе. Для них поход в легендарную цитадель — лишь ориентация на местности. Возможность оценить надежность рубежей. За их неприступность отвечают военнослужащие пограничной заставы «Брест». 

Застава находится на городской окраине. Напротив — бетонный забор. Сразу за ним тянется железная дорога, которая соединяет Беларусь и Польшу. В стороне виднеется железнодорожный мост. Дальше — польский Тересполь. Примечательный факт — в зоне ответственности Брестской погрангруппы находится самая западная точка Беларуси и самая южная…

Дежурный пограничник безотрывно следит за несколькими мониторами. На них выводятся изображения с многочисленных камер видеонаблюдения и другая важная информация. Начальник заставы «Брест» Роман Савчук комментирует:

Роман Савчук.
— У заставы есть свои особенности. В зоне нашей ответственности — пять пунктов пропуска. К тому же застава находится в городе, где проходит несколько туристических маршрутов. Не все гости приезжают в Брест ради того, чтобы познакомиться с достопримечательностями. Некоторые имеют совершенно иную цель — нелегально пересечь границу и попасть на территорию Евросоюза. Часто бывает — днем человек изучает обстановку на местности, а вечером или ночью предпринимает попытку незаконно попасть в ЕС. Так что расслабляться не приходится. 

В арсенале пограничников есть все необходимое для того, чтобы не позволить планам нелегалов воплотиться в жизнь: камеры высокого разрешения, мобильные датчики, интеллектуальная сигнализационная система, беспилотники, автожир. Однако еще многое зависит от профессионализма военнослужащих. 

В этом году в зоне ответственности заставы «Брест» задержали 12 нарушителей границы. Это граждане Туниса, Алжира, Казахстана, России, Ганы, Сенегала. Задержанных могло быть еще больше, но пограничники сработали на упреждение: 

— Во время чемпионата мира по футболу иностранцы могли въехать на территорию России и Беларуси без виз, по специальной карте болельщика. Тысячи жителей стран Африки и Азии воспользовались этой возможностью. Только вот некоторых гостей футбол интересовал мало. Они рассчитывали попасть из Беларуси в Польшу, а оттуда — дальше на Запад. Речь идет о сотнях человек. Мы разъясняли иностранцам правила пребывания в Беларуси и предупреждали о серьезной ответственности за нарушение границы. Многие сразу же покупали обратный билет и уезжали… 

Роман Савчук объясняет, почему охрана общей границы с ЕС важна не только для западных стран, но и для Беларуси:

— Представьте, что начнется, если граница Беларуси и ЕС перестанет охраняться. Наша страна попросту превратится в перевалочную базу для тех, кто стремится на Запад. За примерами далеко ходить не надо: тысячи беженцев пытались попасть в ЕС через балканские страны. В итоге там обострилась эпидемиологическая и криминогенная обстановка. Мы такого допустить не можем… 

С начала года на брестском железнодорожном вокзале пограничники задержали 32 нелегалов.

Рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше

На брестском железнодорожном вокзале встречаюсь с заместителем начальника отделения пограничного контроля «Брест — пассажирская станция» Сергеем Быковым. Отделение два года подряд признается лучшим в системе органов пограничной службы. Майор рассказывает: в смену пограничники оформляют до тысячи человек. С начала года на вокзале задержали 32 нелегальных мигрантов из Сенегала, Нигерии, Монголии, Бангладеш, Сомали. Для сравнения: за весь прошлый год задержали только 11 человек:

Сергей Быков.
— Вряд ли проблема нелегальной миграции когда-либо потеряет актуальность. Во всяком случае, до тех пор, пока есть страны с разным уровнем жизни. Как известно, рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше…

Мы идем в комнату специальной проверки документов. По пути Сергей Григорьевич рассказывает, как нелегалы пытаются обмануть пограничников:

— Есть два основных варианта: либо человек предъявляет чужой паспорт, либо документ с замененной страницей с установочными данными. На этой странице размещается фотография и основная информация. Бывает, приходится сталкиваться с полностью поддельными документами — недавно, например, пограничниками изъят фальшивый паспорт Нидерландов. В случае возникновения малейших сомнений мы проводим специальную проверку.

Микроскопы и приборы контроля установлены в отдельном помещении. Благодаря современному оборудованию можно увидеть все то, что скрыто, — голограммы, микротекст, прочие защитные элементы. Если фотографию меняли, а текст исправляли — эти факты тоже не останутся незамеченными. 

— Конечно, случается, что человек по ошибке взял паспорт, например, жены или брата. Если у контролера возникают сомнения, он уточняет, свой ли документ предъявил гражданин. Как бы то ни было, в каждой ситуации мы разбираемся индивидуально.

Современная и мощная техника — важная составляющая охраны границы.

«Поддельный паспорт? Ну и что?»

Официальный представитель Брестской пограничной группы Сергей Дмитриев рассказывает: ради того, чтобы попасть в ЕС, потенциальные мигранты идут на различные хитрости. Разрабатывают сложные, многоходовые комбинации:

— Был случай — несколько граждан Пакистана поступили в Брестский государственный технический университет, а через несколько месяцев их задержали в деревушке буквально на границе. Свое нахождение в погранзоне пакистанцы объяснили странно: мол, местные жители выращивают особенных кур, у которых самое вкусное мясо. Но потом все же признались в том, что намеревались нелегально пересечь границу. Ради этого, собственно, они и стали студентами брестского вуза.

Задержанных нарушителей границы отправляют в изолятор временного содержания Брестской пограничной группы. Здесь они могут находиться от нескольких дней до нескольких месяцев. Во многом срок пребывания зависит от того, в порядке ли документы и насколько быстро удается установить личность нарушителя. Дальше — штраф, запрет на въезд, депортация.

Весной двое кубинцев пытались нелегально попасть в ЕС. Их задержали у контрольно-следовой полосы.

Одновременно в изоляторе могут содержаться больше 30 человек. Сейчас здесь находится 16 нелегалов. Обстановка в камерах спартанская: несколько кроватей и стол. Под потолком — небольшое окно. Задержанных кормят трижды в день, три раза выводят на прогулку. Каждая длится 40 минут. 

— Нарушители пограничного законодательства не всегда даже понимают, за что их задерживают. Один гражданин Нигерии искренне удивлялся: «Что страшного в том, что я собирался пересечь границу с поддельным паспортом? Я ведь его купил, заплатил деньги, причем немалые», — вспоминает Сергей Дмитриев.

Как правило, с нелегалами пограничники общаются на английском или французском. Для ведения административного процесса привлекают переводчиков, которые владеют арабским, вьетнамским, монгольским… 

— В большинстве случаев у задержанных неважное образование и слабое знание иностранных языков, — отмечает официальный представитель погрангруппы. — Но бывают исключения. Несколько лет назад мы задержали парня из Конго. Он окончил медицинский вуз в Петербурге, учился в ординатуре, знал, помимо двух родных языков, русский, французский, английский, немецкий, испанский. Он решил уехать в Евросоюз по паспорту родного брата — гражданина Франции. На границе, разумеется, его задержали. До депортации он помогал нам в качестве внештатного переводчика.

Смела Ялло и Мураи Бангура рассчитывали оказаться в Евросоюзе,а оказались в изоляторе временного содержания.

«Возвращаться домой я не хочу»

Пограничники позволили пообщаться с нелегалами, которые более-менее владеют английским языком. Первого собеседника зовут Смела Ялло. Ему 22 года, он из Сенегала:

— В моей стране жить очень тяжело. Я нигде не работал, играл в любительской футбольной команде. Жил за счет родителей. Мечтал попасть в Европу, найти там работу. Или играть за профессиональный футбольный клуб. Когда начался чемпионат мира, я решил, что это хорошая возможность исполнить мечту. Купил билет на матч Сенегал — Польша, который проходил на московском стадионе «Спартак». Потом сел в поезд и уехал из Москвы в Брест. Хотел пересечь границу, но на вокзале меня задержали. Я не знал, что совершаю какое-то преступление. Через несколько дней меня депортируют на родину… 

Его «коллеге» Мураи Бангуре и вовсе 19 лет. На чемпионат мира в Россию он приехал из Сьерра-Леоне:

— Два года назад у нас случилась вспышка лихорадки Эбола. Мои родители погибли. Получить образование на родине я не смог. Решил уезжать. Друг из Египта посоветовал сначала отправиться на мундиаль в Россию, а оттуда — в Европу. Я приехал в Санкт-Петербург. Через несколько дней попытался пересечь российско-финскую границу, но сделать это оказалось сложнее, чем я предполагал. Тогда решил идти через Польшу. Купил билет до Минска. Приехал. На вокзале таксист предложил отвезти меня в Брест. За это я отдал ему свой iPhone. Денег у меня не осталось. В Бресте таксист показал, в какой стороне находится граница, и я пошел. Вскоре меня задержали. В изоляторе нахожусь месяц и три недели. Возвращаться домой не хочу — там жизнь невыносимо тяжелая. Рассчитываю получить в Беларуси статус беженца и заниматься своим любимым делом — футболом. 

Пограничники говорят, что некоторые нелегалы пишут заявления в отдел по гражданству и миграции, просят предоставить статус беженца. Эта процедура занимает не один месяц. Нужно достоверно выяснить — что заставило человека сорваться с родных мест, есть ли у него основания для получения этого статуса. Если принимается положительное решение — мигрантам предоставляется жилье и предлагается работа. Но это, скорее, исключение — как правило, задержанные не рассказывают всей правды, а излагают заранее придуманную легенду. 

Когда расстояние — не помеха

С начала года в зоне ответственности Брестской пограничной группы задержали 138 нарушителей границы. Это больше, чем за весь 2017-й. За несоблюдение правил пребывания в нашей стране к ответственности привлечено 646 человек. 

Юрий Гордиевич.
— Также в этом году зафиксировано 625 фактов нарушения режима государственной границы. Что это значит? Например, человек едет из одной страны в другую с просроченным паспортом. Закон он нарушил, но сделал это без злого умысла. Или другой пример: на необозначенных участках белорусско-украинской границы грибники часто переходили из одной страны в другую. Опять же делали они это неумышленно, но режим границы при этом нарушался, — объясняет начальник отдела дознания и административного процесса управления оперативной деятельности Брестской пограничной группы Юрий Гордиевич.

В этом году чаще остальных белорусско-польскую границу «штурмовали» выходцы из Африки: Туниса, Алжира, Нигерии, Сомали, Судана, Бурунди… Но почему нелегалы даже из африканского Средиземноморья выбирают столь длинный маршрут, через Беларусь? Юрий Гордиевич объясняет:

— Расстояние для нелегалов не помеха. Они решили, что, попав без виз в Россию, а оттуда в Беларусь, смогут беспрепятственно оказаться в Евросоюзе. О том, что белорусско-польский рубеж настолько хорошо охраняется, они даже не догадывались. Посмотрели на картах в интернете, где ближайшие подъезды к границе — туда и направлялись. Но сегодня граница — это не просто контрольно-следовая полоса и забор, это современный интеллектуальный охранный комплекс. Даже приблизиться к нему незамеченным сложно, а преодолеть и вовсе невозможно. Одни ребята пытались сделать подкоп под границей. Начали издалека, прорыли 30 метров, но в итоге все равно были задержаны. 

В наших лесах мигрантов из Африки поджидает много интересного и неожиданного. Юрий Гордиевич вспоминает, как недавно задерживали «гостей» из Нигерии. Они решили пересечь белорусско-польскую границу в Беловежской пуще. Пограничники заметили четверых нелегалов, но вскоре увидели, как те бросились врассыпную. Оказалось, мужчин напугал олень. Причем один из нарушителей так струхнул, что его задержали в нескольких километрах от места встречи с диким животным. 

Бывают и вовсе курьезные случаи. Выходец из Африки по картам Google нашел кратчайший путь из Беларуси в Польшу. Приехал на место и пошел в сторону границы. Но не учел, что его путь проходил… вдоль пограничной части. Подозрительного человека пригласили на разговор. Африканец иностранными языками не владел. Ему предложили воспользоваться переводчиком в смартфоне. А там обнаружились записи на русском языке: «Пожалуйста, не вызывайте пограничную полицию», «Как пройти в сторону границы?» и так далее. Как говорится, картина маслом.

Многие потенциальные мигранты в деле пересечения границы рассчитывают на помощь белорусских проводников. Напрасно. Начальник отдела дознания и административного процесса рассказывает:

— Для так называемых проводников главная задача — получить деньги. Они просто подвозят мигрантов поближе к границе и указывают направление движения. Хотя прекрасно знают, что незаконно пересечь границу не получится. Но деньги в кармане, а что будет дальше с нелегалами, их волнует мало. 

Впрочем, хлопот пограничникам доставляют не только иностранцы. Среди постоянных клиентов есть и граждане Беларуси. Один житель Брестчины восемь раз пытался нелегально пересечь белорусско-украинскую границу, чтобы навестить свою возлюбленную в соседней стране. В итоге схлопотал депортацию от пограничной службы Украины. А даму его сердца не раз выдворяли из Беларуси. Но 50-летних Ромео и Джульетту это не останавливает. Вот такая любовь…

losich@sb.by

Фото автора.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter