Трудности перехода

Отчетность по МСФО не гарантирует притока инвестиций

Вопреки расхожему мнению отчетность по МСФО не гарантирует притока инвестиций

Внедрение Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) в нашей стране идет с большим трудом, так как у нас исторически сложились свои нормы и правила учета, которые весьма сложно заменить другими. В большинстве случаев бухгалтеры и руководители предприятий смотрят на перспективы внедрения этих стандартов, как на попытку навязать чужой «устав» в своем «монастыре». Что же такое МСФО? И оправдано ли их внедрение на белорусских предприятиях?

Происхождение видов

МСФО являются сводом принципов и правил, разрабатываемых на английском языке Советом по МСФО Международной федерации бухгалтеров (МФБ). Это негосударственная организация, работающая на коммерческой основе, центральный ее офис расположен в Великобритании. Там же разрабатываются Международные стандарты аудита (МСА).

МСФО и МСА являются рекомендательными и не имеют статуса международных нормативных документов. Слово «международные» в данном случае обозначает предполагаемую географию продажи этого продукта. МСФО не являются сводом строгих, детальных правил — это, скорее, набор принципов и требований. МСФО — это стандарты составления финансовой отчетности, но не стандарты бухгалтерского учета. Кстати, международных стандартов бухгалтерского учета не существует в природе. В каждой стране бухгалтерский учет ведется в соответствии с национальным законодательством.

Большая разница

В чем же отличие национальной системы отчетности от МСФО? Главный момент предполагает разную трактовку основополагающих элементов составления отчетности. Это касается объяснения достоверности, оценки активов, применения метода начислений, требований осмотрительности, приоритета содержания перед формой. Например, отсутствие надлежащей документации для отражения той или иной операции не дает оснований для ее отражения в национальном учете, несмотря на то, что фактически операция была совершена. При применении МСФО совершенная операция фактически может отражаться в учете с оформлением документа произвольной формы, составленного бухгалтером.

Следует обратить внимание на значительно более широкую возможность применения суждений профессионального бухгалтера при подготовке отчетности по МСФО. В национальной системе составление отчетности предполагает определенное структурирование информации, что ограничивает степень реализации субъективных оценок. В МСФО, где степень влияния профессионального суждения бухгалтера значительно выше, риск потери объективности информации также возрастает.

Не все стандарты одинаково полезны

Существует немало серьезных проблем, связанных с применением МСФО. Во-первых, информация, полученная путем применения этих стандартов, не всегда совместима с национальной системой учета и не может быть интегрирована в систему государственной статинформации. МСФО предусматривают наличие значительного количества альтернатив в отражении фактов хозяйственной деятельности. В результате отчетность одной и той же компании, составленная разными бухгалтерами, может значительно отличаться при полном соответствии МСФО. Во-вторых, отчетность по международным стандартам не признается значительной частью мировых рынков капитала. Максимально возможно они применяются в странах Евросоюза для национальных организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению через организаторов торговли на рынках ценных бумаг. В-третьих, существуют сомнения в том, что отчетность по МСФО адекватно отображает финансовое положение предприятий. Провозглашенный принцип открытости информации касается только той ее части, которую решили не скрывать. Разработчики не включают требования о раскрытии всей информации в стандарты МСФО. У предприятий всегда остаются секреты, большинство из которых в отчетности по МСФО так и не раскрывается. В-четвертых, не все принципы МСФО применимы в иной институциональной среде. Например, оценка по справедливой стоимости в значительной степени зависит от развития национальных рынков капитала. Для стран, где традиционно превалирующей оценкой является историческая стоимость, концепция справедливой стоимости, в принципе, может оказаться необъективной. В-пятых, перевод текста МСФО представляет собой достаточно сложную проблему как со стороны понятийного аппарата, так и со стороны времени и ресурсов. Для применения в Беларуси норм МСФО требуется не просто официальный их перевод на государственный язык, а создание постоянно действующей системы перевода текстов стандартов и интерпретаций в связи с регулярными изменениями, вносимыми в них Советом по МСФО. А для организации работы по переводу необходимо заключение договора с фондом Комитета по Международным стандартам финансовой отчетности, соответствующее финансовое обеспечение.

Комплексный подход

Продажа МСФО, как правило, сопровождается продажей еще одного продукта – МСА. Причем аудит по МСА может проводиться как в отношении бухгалтерской отчетности, составленной по национальным стандартам учета, так и в отношении финансовой отчетности, составленной по МСФО. Следует учитывать, что в основе МСА лежит принципиально иной подход к аудиту. Результатом аудита по международным стандартам является оценка достоверности финансовой информации проверяемых предприятий. Национальные же стандарты подразумевают в качестве результата обнаружение бухгалтерских ошибок, чтобы подстраховать предприятия во время последующих проверок налоговых и иных государственных органов.

По этой причине при выходе на внешний рынок страна находится в зависимости от иностранных аудиторских компаний. Опасность иностранного аудита для национальных интересов заключается в лишении общества возможности формирования собственной аудиторской элиты, существовании монопольных цен на услугу, доступе конкурентов к секретной коммерческой информации. В силу монопольного положения иностранных аудиторских компаний в республике не оценивается качество оказываемых ими услуг, а также соответствие МСА.

Для повышения собственной конкурентоспособности государство должно уделить внимание развитию национального аудита. Причем именно в отношении приведения в соответствие его формы и содержания. Если существует потребность в аудите как оценке достоверности финансовой информации, то почему национальный аудит должен развиваться в направлении налоговых проверок?

Попыткой направить национальный аудит в русло конкурентоспособности стало недавнее письмо Минфина № 15-2-11/4 о необходимости выполнения республиканских правил аудиторской деятельности при заключении договоров на аудит. Однако придать новый импульс развитию национального аудита затруднительно без создания единой системы контроля качества, построения обоснованного рейтинга аудиторов, разработки методологии, соответствующей национальным правилам и МСА.

«Приманка» для инвестора

Вопреки расхожему мнению отчетность по МСФО не гарантирует притока инвестиций. Для инвестора существуют гораздо более значимые факторы, определяющие целесообразность вложения денег. Важна эффективность привлеченных инвестиций и для государства. Кто может ответить, какой процент от планируемых инвестиций, за привлечение которых по МСФО были заплачены деньги белорусских субъектов хозяйствования, реально работает на экономику Беларуси.

Так что международные стандарты финансовой отчетности, скорее, стоит считать не столько «приманкой» для привлечения инвестиционного капитала, сколько просто успешным бизнес-проектом. МСФО обладают всеми признаками успешного продукта: собственной стоимостью и послепродажным обслуживанием в виде услуг, оказываемых иностранными аудиторскими организациями. Вполне очевидно, что разработчики международных стандартов рассматривают их внедрение как способ расширения своего сегмента рынка.

Объективную оценку этому процессу дают и ведущие ученые нашей страны в области бухгалтерского учета и отчетности. Как считает доктор экономических наук, профессор Дмитрий Панков, вряд ли стороны, действительно заинтересованные в составлении отчетности по МСФО, — иностранные инвесторы, серьезные отечественные собственники, коммерческие банки и другие, — выразят доверие национальным аудиторам и не обратятся за услугой к представителям крупных, всемирно известных международных аудиторских брендов, спонсирующих разработчиков МСФО. Так оно и есть – отечественным компаниям необходимо определить действительную потребность в использовании МСФО, а не быть «дойной коровой» для иностранных аудиторских компаний, цены которых в десятки раз превышают цены национальных аудиторов.

По оценке специалистов Министерства финансов Беларуси, покупка МСФО обойдется в значительную сумму, причем как государству, так и организациям. Первое вынуждено будет потратиться на официальный перевод стандартов, создание инфраструктуры применения МСФО, преобразование системы регулирования и контроля бухгалтерского учета и отчетности, подготовку и повышение квалификации кадров. Вторые вынуждены будут выложить деньги на замену или модернизацию программного обеспечения, на обучение персонала, на аудиторские и консалтинговые услуги. К примеру, бюджет расходов на внедрение МСФО в Македонии только со стороны государства составил 7,36 млн. евро. По данным Института дипломированных бухгалтеров Англии и Уэльса, в компаниях, котирующих ценные бумаги на рынках Евросоюза, расходы на внедрение МСФО составляют в среднем от 0,5 млн. евро для компаний с оборотом менее 500 млн. евро до 3,4 млн. евро для предприятий, оборот которых превышает  5 млрд. евро.

Готова ли Республика Беларусь купить МСФО? Необходимо учитывать, что проникновение их принципов в национальную систему учета и отчетности представляет определенную опасность. Не секрет, что манипуляции с учетом могут кардинально изменить отчетность компаний. Иностранные фирмы, продвигающие МСФО, имеют большие возможности для реализации собственных интересов. Это может быть необоснованное расширение сферы применения стандартов финансовой отчетности или монополизация белорусского аудиторского рынка. Возможность получить необоснованную выгоду имеют и инвесторы, которые могут сконцентрировать внимание на скрытой прибыли. Однако государство, не имеющее собственных квалифицированных специалистов, об этом даже не узнает.

Очевидно, что покупка МСФО является для государства инвестиционным проектом. Конъюнктурное введение МСФО без учета всех объективных и субъективных факторов не в состоянии дать даже минимального эффекта государству. Но существует ли экономическое обоснование этого проекта? Стоит ли налагать подобное бремя на государство и субъекты хозяйствования, когда эффективность проекта неизвестна? Вопросы остаются открытыми.

Александр ГАВРИЛЕНКО, к.э.н., председатель Ассоциации аудиторских организаций

----------------------------------------------

P.S. Редакция готова продолжить обсуждение этой темы со всеми заинтересованными сторонами.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter