Трудности перехода

Зачем пограничнику разговорник?
Зачем пограничнику разговорник?

По Альберу Камю «молчать — значит верить самому себе». Насколько алжирцы, иракцы или вьетнамцы, которых порой задерживают в окрестностях Бреста при попытке уйти за границу мимо пунктов пропуска, верят в себя и своим хитрым помыслам, сказать трудно, вот только молчать они любят все без исключения. Но за 10 суток, проведенных в изоляторе при Брестской погрангруппе, заучивают с десяток–другой русских слов и с помощью жестов могут сносно изъясняться. Правда, основательно выучить «великий и могучий» в нашей стране никому возможности не предоставляется — их ждет депортация.

— Всякое бывало, — начинает наш разговор начальник отделения дознания Брестской погрангруппы Юрий Савин. — И глухонемыми прикидывались, и от большой дозы алкоголя в словах путались...

В группе нелегалов, как правило, есть человек, владеющий европейским языком. Не всегда нарушители, правда, в том признаются, наивно рассчитывая, что смогут протянуть время, пока найдется переводчик. Но старания их напрасны: с переводчиками в Бресте проблем нет. Настоящие имена и даже криминальное прошлое нарушителей обязательно выплывут наружу. Игра в молчанку — бесполезное занятие, хотя в изобретательности желающим обойти границу не откажешь.

Года полтора назад в приграничной зоне задержали мужчину, решившего изображать глухонемого. На резкие звуки не реагировал (слышащий обязательно вздрогнет), молчал как рыба и только руками размахивал. Раскусить обманщика помог сурдопереводчик, вмиг изобличивший, что нелегал в языке жестов ничего не смыслит.

— Выяснилось, что это спортсмен из Казани, занимался аутотренингом, потому сохранял спокойствие при провокациях. Рассказал, что в ночь его дежурства с автостоянки якобы угнали дорогой автомобиль и хозяин требовал 50 тысяч долларов. А он решил скрыться за границей, — продолжает Юрий Савин.

Дамочка из Конго тоже прикидывалась, что в русском — абсолютный ноль. А стали выяснять ее личность, оказалось, язык Пушкина она еще как знает, потому что учится в университете Патриса Лумумбы. Паспорт «одолжила» у подруги, вклеила свое фото и — в Европу! Плакала: дескать, скинхеды ее в Москве преследуют. Будто в Амстердаме их меньше...

Забавных историй пограничники могут рассказать немало. Например, о том, как ранней весной 20–летний брестчанин пытался уйти в Польшу в районе деревни Заречица Брестского района... в одной тельняшке. Чтобы допросить нелегала, понадобилось время. Почти сутки ждали, пока «беженец» выйдет из состояния белой горячки. Отделался он довольно легко — предупреждением. Еще офицеры вспоминают, как в начале 90–х группа нарушителей прорвалась через участок прикрытия пограничными нарядами. Когда сработали системы инженерно–технических сооружений, застава поднялась по команде «В ружье!». Неподалеку от контрольно–следовой полосы азиаты оставили пограничникам... ящик рисовой водки и 500 франков. Щедрых нарушителей, рассчитывавших, что военнослужащих можно подкупить таким подарком, задержали и выдворили из страны. Водка и деньги проходили как вещдоки. А недавняя история с гражданином Франции? Напомню, что он был задержан при попытке добраться к нам из Польши. Решил в Беларуси убежища попросить, да в показаниях сильно путался. То говорил, что его преследуют на родине за коммунистические взгляды, то жаловался, что правительство страны не помогает его психически больным родителям...

Одни крадутся тайными тропами, другие едут через пункты пропуска с поддельными документами, надеясь обмануть опытных контролеров.

— Переходы оснащены современным оборудованием, позволяющим определить поддельный паспорт, если у контролера возникли сомнения в его подлинности, — рассказал старший офицер отдела идеологической работы погрангруппы Сергей Косачук.

Пользоваться умными приборами приходится нередко. В конце мая на железнодорожном вокзале Брест—Центральный задержали троих иракцев, предъявивших на пограничном контроле поддельные документы граждан Франции. На запрос брестчан из Москвы сообщили, что в Россию иракцы въехали легально из Египта, где им отказали в предоставлении статуса политических беженцев. Тогда они решились податься в Европу. И люди вроде неглупые, с высшим образованием, один даже носил в свое время погоны подполковника национальной гвардии Ирака, а ввязались в авантюру. После выяснения всех обстоятельств в соответствии с международными правилами иракцев отправили в Россию, откуда они к нам приехали.

— Мы задерживаем нелегалов на срок до 3 суток, если требуется больше времени, берем санкцию прокуратуры, — рассказал Юрий Савин.

— Зачем так долго держать нарушителей на нашей территории? — интересуюсь.

— Законопослушный гражданин любой страны может выехать по своим документам, официально. А все, кто ищет лазейки, обычно имеют проблемы с законом. Мы нередко выявляем людей, которые числятся в международном розыске. После депортации они лишаются права въезжать в Беларусь. Еще информация о нарушителях вносится в компьютерную базу данных на пунктах пропуска, — детализирует подполковник Савин.

Проблем при общении с нелегалами у пограничников практически нет. Во–первых, в карманах у военнослужащих лежат разговорники с набором стандартных фраз на разных языках, во–вторых, в Бресте есть переводчики, всегда готовые помочь. В Малорите, к примеру, живет бывший военный специалист, владеющий китайским. Общаться с китайцами помогает и посольство. Недавно в Брест оттуда пришли анкеты на китайском языке. Их будут заполнять нелегалы из Поднебесной, если таковые вдруг объявятся.

Наступит ли время, когда иссякнет поток желающих обмануть бдительность стражей границы? Трудно сказать, потому что к поиску лучшей доли людей толкают вооруженные конфликты на родине, желание обосноваться в европейской стране, жить богаче и сытнее. Некоторые пытаются скрыться от правосудия, как недавно задержанный россиянин без определенного места жительства.

И обязательно найдутся мошенники, предлагающие за деньги «окно» в госгранице. Вот только не знают незадачливые иностранцы, что закончится их незаконное путешествие (даже если какой–нибудь прохвост взял с них за услуги немалую сумму) в следственном изоляторе...

Кстати

В этом году Брестской погрангрупой пропущено через границу 2,5 миллиона граждан и 1,3 миллиона транспортных средств. Задержаны 82 нарушителя, выявлено 23 поддельных паспорта.

Фото автора.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter