Герой Беларуси Павел Мариев о том, почему нужно быть патриотом своей страны и какие перспективы у отечественного машиностроения

Трудности карьерного роста

Почти полвека он посвятил работе на Белорусском автомобильном заводе — пришел юным техником-технологом, а уходил генеральным директором. Причем смог показать себя как со стороны талантливого инженера, так и проявить нетривиальные организаторские способности, спасая завод в сложные для промышленности 90-е годы прошлого века. Сегодня наши большегрузы узнаваемы во всем мире и занимают лидирующие позиции в своей производственной нише. Как удалось добиться успеха и что делать, чтобы не сбавлять оборотов в будущем? Об этом разговор с Павлом Мариевым.

— Павел Лукьянович, вы родились и выросли в России. Однако в 1959-м приехали на БЕЛАЗ, и с тех пор ваша жизнь была связана с Жодино. Как за это время изменился город?

Фото  БЕЛТА
— Когда я пришел на БЕЛАЗ, Жодино имел статус городского поселка с ограниченной инфраструктурой. Здесь не было ни одного квадратного метра асфальта, жилой фонд насчитывал около десяти многоэтажных домов, всего две школы. А сегодня это один из научных и промышленных центров Минской области. Причем тут есть не только БЕЛАЗ, но и трикотажная фабрика «Світанак», кузнечный завод тяжелых штамповок, не считая десятка предприятий частной собственности. Здесь находятся два научно-практических центра Национальной академии наук — земледелия и животноводства. Это молодой и растущий город, удобный для жизни.

— Чуть более 30 лет вы посвятили машиностроению. Удивительно: в нашей стране налажен выпуск карьерной техники, хотя работать она должна была преимущественно в других регионах. В советские времена Беларусь стала сборочным цехом всего СССР. Что хорошее удалось сохранить с той эпохи на БЕЛАЗе?

— Наши самосвалы с самого начала удачно вписались в технологию добычи твердых полезных ископаемых. Это стало возможным благодаря созданию молодым коллективом конструкторов уникального по техническому уровню 27-тонного БЕЛАЗ-540 в 1961-м. Он безукоризненно подходил для работы в карьерах в условиях бездорожья и сурового климата. Это был первый удачный проект, который предопределил успешность всех последующих поколений наших машин. Именно опыт ранних разработок конструкций и технологий передавался из поколения в поколение. Хотя и многие другие организационно-технические начинания раннего периода становления БЕЛАЗа стали традицией и живут поныне. Это прежде всего стремление к постоянному обновлению продукции и повышение квалификации всего производственного персонала.

— Любопытно, что на работу вы пришли после техникума, а высшее образование получали, уже имея за плечами приличный практический опыт. Насколько важной оказалась первая рабочая ступенька в карьерной лестнице?

— Какое бы первоначально полученное образование у вас ни было, чтобы стать квалифицированным специалистом, нужно постоянно развиваться. Программы обучения в колледжах позволяют учащимся получить достаточный уровень знаний и практической подготовки для работы и на инженерных должностях. Однако необязательно все в итоге становятся инженерами. Производство предполагает широкое привлечение специалистов среднего звена.

Что касается меня, то сначала я окончил Ярославский автомеханический техникум, и первая моя специальность — техник-технолог. Но постоянно ощущал нехватку теоретической подготовки. Это меня подтолкнуло продолжить обучение заочно в Белорусском политехническом институте, а затем была заочная аспирантура, защита кандидатской и докторской диссертаций.

Рассказывая о вас, многие упоминают такой факт: вы вставали каждый день в 5:30 и уже к 7:00 были на заводе. Оставалось ли при таком жестком ритме работы время на личную жизнь?

— Руководителю, чтобы пропустить через себя огромный поток разноплановой информации, приходится выбирать напряженный трудовой график. К этому привыкаешь. Оставалось ли время на личную жизнь? Да. Было время даже на хобби — всегда любил мастерить что-нибудь из дерева.

— Вы возглавили завод в сложное для него время. Как удалось не только удержаться на плаву, но и открыть новые направления для развития, завоевать треть мирового рынка большегрузов? Какие решения были самыми непростыми в тот период?

— Развал СССР в одночасье потребовал изменений в работе, которая развивалась в условиях плановой экономики. Мы встали на поиск путей построения рыночных отношений. Помню, что основные проблемы переходного периода были связаны с тем, что производственную деятельность пришлось вести практически без государственного регулирования. Предприятия были вынуждены самостоятельно искать выход из кризиса.

Первоочередные задачи в то время — сохранение коллектива, налаживание кооперационных связей, создание товаропроводящей сети, поиск новых рынков. Однако отмечу, что даже в самые трудные годы, когда все буквально рушилось, мы думали об инвестициях как основе развития и освоения новых изделий, обновлении производственно-технологической базы. Именно тогда началась коренная модернизация завода. Безусловно, это большой риск — ведь была катастрофическая инфляция. Но, как показала практика, инфляция в процессе освоения инвестиций способна сыграть и положительную роль. Мы этим воспользовались и смогли в значительной мере обернуть неблагоприятные обстоятельства в свою пользу. Скажу больше — модернизация важна именно в кризис! Давно замечена закономерность: после кризиса продавать старое уже не удается. Важно и то, что по инновационному пути БЕЛАЗ продолжает идти и сегодня, реализуя новые инвестиционные проекты.

— После работы на БЕЛАЗе вы ушли в науку и все равно оставались в машиностроении. Сейчас следите за отраслью и успехами наших ученых и инженеров?

— Машиностроение занимает важное место в экономике страны, имеет высокий технический уровень. Отрадно, что в последние годы у нас появилось легковое автомобилестроение. Идет наращивание потенциала в целом и заметно обновляется линейка выпускаемой продукции. Открываются новые заводы, причем не только государственные, но и частные. Показательный пример — жодинский «Этон»: совместно с Минским автомобильным заводом там наладили производство троллейбусов с автономным ходом. Довольно перспективное направление.

Кроме того, отрасль меняется не только технически, но и организационно — появляются холдинги. На мой взгляд, при их формировании больше внимания следует уделять специализации участников, а не просто стремиться объединять непрофильные предприятия. Особые надежды возлагаю и на частно-государственное партнерство. Малые предприятия гибче и позволяют создавать новые наукоемкие изделия для конвейеров ведущих гигантов машиностроения.

— Герой Беларуси — самое высокое звание в стране. Изменилась ли ваша жизнь после его присвоения?

— При вручении высокой награды в ответном слове я говорил и повторю снова: это заслуга и оценка труда всего многочисленного коллектива. Я расценивал ее как аванс, который еще должен был отработать. Свои усилия хотелось направить на дальнейшее развитие предприятия, международное признание его продукции и развития социальных благ для коллектива. Всем этим и занимался до выхода на заслуженный отдых.

— Ваш вклад в развитие отечественного машиностроения многогранен — инженер, руководитель, ученый. А что вы сами считаете своим самым большим достижением?

— БЕЛАЗ, который был построен практически в чистом поле и смог создать уникальную конкурентную продукцию, ставшую известной во всем мире. Это бренд не только отечественного машиностроения, но и страны в целом. Предприятие устойчиво работало даже в кризисные периоды и наглядно демонстрирует весомый вклад в развитие нашей экономики и сегодня. Думаю, что есть в этом успехе и доля моего труда.

— В последние несколько месяцев о крупных белорусских предприятиях мы нередко слышим в связи с попытками неких оппозиционных сил организовать там забастовки и остановить рабочий процесс. Причем касается это прежде всего прибыльных, сложных в техническом плане производств. Как вы, человек, помнящий 1990-е, воспринимаете такие призывы, направленные, по сути, на нанесение вреда экономике?

— Известно, что зарплата, да и все другие блага рождаются в процессе выпуска продукции. Это прекрасно понимают и руководители, и специалисты, и простые рабочие любого предприятия. Они никогда не пойдут на остановку промышленности ради политических интересов лидеров оппозиции, которые, кроме лозунгов, направленных на разрушение, ничего предложить не способны. Постоянные призывы о введении санкций против своей страны, особенно в условиях пандемии, — непатриотично. Они могут повлечь снижение уровня жизни населения всей страны. Это осознают все здравомыслящие люди.

kurak@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter