Трудное движение против ветра

Уже более десяти лет отношения России с продвинутыми странами Запада являются не вызывающей удовлетворения смесью невознагражденной любви, недопонимания, погасших надежд, мрачности и раздражительности.
Уже более десяти лет отношения России с продвинутыми странами Запада являются не вызывающей удовлетворения смесью невознагражденной любви, недопонимания, погасших надежд, мрачности и раздражительности. Но в то время, когда Президент Владимир Путин готовится к встрече с Джорджем Бушем, все это уступает место тому, что внушает надежду.

С обеих сторон произошли большие сдвиги. Запад более не пытается переделать Россию по собственному образцу. Миновали дни, когда политики в Вашингтоне использовали МВФ как средства, выделенные для своего рода внешнеполитических взяток с целью навязать России как нужную Западу политику, так и самих политиков. В наши дни Россия ведет свои дела более или менее так, как желает сама. Результатом стало появление усиливающегося государства, все еще коррумпированного, хотя, вероятно, и в значительно меньшей степени, чем всего несколько лет назад, и гораздо более стабильного.

Экономический рост медленный, но обнадеживающий. Третий год подряд в России фиксируется реальный рост: в 2001 году ВВП вырос на 5 проц., и это в то время, когда крупнейшие национальные экономики мира демонстрируют вялость. Хотя добрые отношения с официальными лицами все еще имеют большое значение в бизнесе, дни централизованного планирования прошли безвозвратно, как и эпоха дикого воровства и бартера, последовавшая сразу за падением коммунизма. Россия поставляет свою нефть и газ вовремя, и, ко всеобщему изумлению, спокойно выплачивает свои внешние долги. По сравнению с тем, что могло бы произойти, внешний мир находит это ободряющим.

Кое-кто в России и в политике, и в бизнесе привык смотреть на иностранцев либо как на угрозу, либо как на доверчивых чужаков, годных только для того, чтобы их доить. Сейчас отношение более разумное. У России гораздо более реалистическое восприятие собственной слабости - ощущение того, что она является глобальной сверхдержавой только благодаря своим просторам, а в более узком смысле благодаря приходящему в упадок запасу годных для всего, кроме применения, ядерных боеголовок. Во всех других аспектах это в лучшем случае держава развивающаяся. Ее экономика лишь чуть-чуть больше, чем у Швейцарии, а население примерно равно пакистанскому. России нужны добрые отношения с внешним миром, чтобы получить хотя бы шанс на инвестиции и "ноу-хау", необходимые для наверстывания.

Никто в российских верхах не видит этого более ясно, нежели настойчивый Путин, который после 11 сентября начал двигаться быстро, чтобы представить Западу Россию как ответственного партнера. Если это удастся, то принесет колоссальные перемены. Пока крупнейшим изменением, которое произошло, стало обращение вспять некоторых направлений политики, доказавших в прошлом свою неэффективность. Вместо того чтобы ворчать по поводу расширения НАТО за счет бывших союзников СССР в Восточной Европе, Россия строит новые отношения с альянсом. Вместо того чтобы считать Центральную Азию своими задворками, она согласилась с крупным и, вероятно, стабилизирующим присутствием здесь западных вооруженных сил. Она согласилась с позиции слабости на сделку с Америкой по ядерным вооружениям, что вполне разумно исходя из того, что она едва ли сможет содержать то, что имеет. Путин также решил не делать шума из-за намерения Америки создавать ПРО. Есть и признаки сдвига России в ее традиционной поддержке Саддама Хусейна и в ее чрезмерно удобных отношениях с Ираном в ядерной сфере.

Отказ от известных обычаев - одно дело. Начать добрые дела труднее. Главный положительный сдвиг был в обмене данными разведки, особенно в области борьбы с терроризмом, хотя и здесь российская сторона жалуется на то, что Запад предоставляет ей в обмен очень мало, а старые игры вроде попыток совать свой нос в чужую военную технологию продолжаются. Практически сотрудничество повсеместно носит ограниченный характер. "Ястребы" с обеих сторон не желают отказываться от старого мышления.

В сравнении с периодом изоляции советской эпохи интеграция России в международные организации поразительно успешна. В таких говорильнях, как Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе и Совет Европы, являющийся своего рода приемной Европейского союза, Россия - признанный член, равно как и участник миротворческого процесса на Ближнем Востоке.

По острым вопросам, таким, как участие Америки в делах бывшего СССР, Путин перевел политику России в новое направление, к признанию неизбежного. Следующие шаги - разработка новых идей и претворение их в жизнь - будет для него сделать труднее, поскольку многие политики, которые в этом участвуют, особенно в среде внешнеполитического и военного истеблишмента, или не совсем разделяют новой политики, или решительно против нее возражают. Так что вопрос не лишен смысла: все ли просчитано В.Путиным на дороге с новыми указателями движения ?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter