Трудно с одним ребенком? Рожайте второго!

Советует брестчанка Валентина КОШЕЛЮК — кавалер ордена Матери Когда из одной комнаты в рабочем бараке семейство Кошелюков переехало в трехкомнатный кооператив, старший сын Владимир искренне удивился: “Мама, а зачем нам столько комнат?!” Оказалось, это совсем не главное — просторная квартира. Им всемером уютно было и там, на улице Кирпичной, где рядом жили такие же молодые семьи, где летними вечерами окрестности оглашал лягушачий хор, где ребята знали по именам всех соседских кошек и приходили домой, насквозь пропахшие дымом от костра. На своем 17-м этаже они долго не могли привыкнуть жить без костра, лягушек и кошек...

...Валентина еще в юности знала, что деток у нее будет пятеро — никак не меньше. И научит она их любить родную землю, как любит сама, ее песни, ремесла, традиции. И совсем неважно, Украина это, где в селе Речица, за 90 километров от Бреста она родилась, или Беларусь, куда ее пригласили потом на работу. Украина мне дала очень много любви, в том числе к Беларуси, скажет она сама.
Как филолог с дипломом Луцкого государственного института имени Леси Украинки, Валентина Ивановна, стремясь восстановить историческую справедливость, в названии Речица ударение ставит на втором слоге, поясняя: не от “реки” имя, а от слова “речь”. Речистые там земляки, не случайно из Киева и Львова, Минска и Москвы студенческие фольклорные экспедиции именно туда направлялись. А открыл для мира Речицу внук Льва Толстого Никита Ильич. Просто выбрал на карте населенный пункт, куда никакой дороги не было.
Первый автобус пришел в село, когда Валентина в девятом классе училась. Росла среди людей неграмотных, но очень богатых духовно. Как самый дорогой клад она хранит льняные сорочки, сшитые вручную, на которых вышитый крестиком рисунок не поблек за 70 лет. Их надевали дважды в жизни: когда женились и когда уходили в мир иной.
Она научилась вышивать. И этой кропотливой работе отдает немало времени. Вышивают и все дети: Настя, студентка высшей педагогической школы кобзарского искусства, футболист девятиклассник Володя, 13-летний Илья, успешно осваивающий искусство бального танца у Нины и Виктора Ивановых, авиамоделист Артем и четвероклассник Ванечка, который к тому же поет и танцует. Мама с гордостью демонстрирует вышитый младшеньким храм. Когда вышиваешь, говорит, плохих мыслей быть не может, иначе стежки неправильно посчитаешь — и работа испорчена.
Ей очень больших трудов и нервов стоило “отбить” Ваню у компьютерного клуба — мальчик попал в настоящую зависимость, проигрывал все деньги, даже стал бутылки собирать. “Это очень страшно, когда дети идут за масс-культурой”, — говорит Валентина Ивановна, у которой сегодня, кроме собственных пяти, еще 34 “общественных” ребенка. Она — руководитель фольклорно-этнографической школы в Брестском областном центре молодежного творчества. Здесь интересно всем: и Яне, которой всего четыре с половиной года, и Татьяне, студентке технического университета.
Они осваивают почти что утраченное искусство писанки, вышивают и, оставляя на ткани разноцветные стежки, размышляют о том, для чего окно в доме — посмотреть, не идет ли гость, или чтобы вор не забрался; язык учат не с гласных и согласных (что, согласитесь, довольно скучно), а со сказок и песен. Изучение языка — дело очень тонкое, как нейрохирургия, уверена Валентина Ивановна, и крайне важно здесь не навредить, чтобы не получить обратный эффект. А недавно научились из разноцветных нитей плести обрядовые кресты, которые выносили в России испокон веков на Юрьев день. Этот мастер-класс российских коллег особенно понравился белорусским ребятам.
Хотя и сами привели в восторг педагогическую публику в украинском летнем оздоровительном лагере, где собрались шведы, греки, румыны, молдаване, россияне, украинцы. Белорусский мастер-класс с танцем “дзеркача” произвел настоящий фурор.
Эта школа стала частью моей семьи, признается Валентина. Когда в школе праздник — дома пекутся пироги с капустой. Всей семьей лепят традиционные украинские вареники с картошкой и фасолью. А еще однажды поняли, как хорошо в доме без телевизора. Когда он сломался, стали читать книги и больше времени уделять друг другу.
— Многодетная мама — это прежде всего труд грандиозный...
— Физически — одно дело. Тяжело было от людей. По большому счету наше общество не готово к восприятию многодетной семьи. Думают, если рожает много, значит, чего-то хочет. Квартиру, например.
Собственный кооператив Кошелюки строили шесть лет. Даже о семейных праздниках на это время забыли. Правда, вовремя потом спохватились: ведь самые яркие впечатления — те, которые человек в детстве получает. И вернули их вместе с главой семейства куда положено. Благо Виталий Артемович не только виртуозный машинист экскаватора на Брестском комбинате строительных материалов, но еще и великий артист и организатор.
Однажды подруга написала Валентине: трудно, как с ребенком! Рожай второго — легче будет, посоветовала ей мама со стажем.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter