Трудно ли подняться упавшему?

В   маленьком   городке   у   границы   торговля   потребкооперации   возрождается за   счет   инноваций   и   активности руководства

В   маленьком   городке   у   границы   торговля   потребкооперации   возрождается за   счет   инноваций   и   активности руководства 

В городок Высокое с шеститысячным населением, что у  самой границы с Польшей, в не столь давние времена за покупками ездили со всей Брестской области. Развитая структура кооперативной торговли предлагала здесь такие промышленные и продовольственные товары, которые нельзя было порой увидеть даже в больших городах. Сегодня некогда популярные магазины полупусты или вообще закрыты. Зато на узких улицах старинного местечка и его окраинах появилось множество частных торговых павильонов, не отличающихся разнообразием предлагаемого ассортимента. 

«Вот еще один частный магазин, – указывает по ходу движения служебной «Волги» на ларек на бойком месте у самой дороги директор ЧУП «Высоковское» Андрей Гуляев и с сожалением добавляет: — Ежемесячный товарооборот — пятьдесят миллионов рублей». Мы едем с ним в близлежащий агрогородок Новоселки, но речь ведем о торговле в городе. В середине прошлого года Андрей Леонидович возглавил Высоковский филиал Каменецкого райпо. На это время доля кооперативной торговли в Высоком и его сельских окрестностях составляла уже менее десяти процентов. Торговая сеть филиала сокращалась, а частные магазины продолжали расти как грибы. Особенно в самом городке, где у кооператоров на то время оставались только по два продовольственных и промтоварных магазина. Под натиском индивидуального предпринимательства и эти форпосты вот-вот могли сдать свои позиции по причине экономической несостоятельности. 

Ситуация заставила руководство райпо изменить стратегию управления филиалом, доверив пост директора Андрею Гуляеву, человеку в потребкооперации совершенно новому (раньше Андрей Леонидович долгое время работал начальником железнодорожной станции Высоко-Литовск). При этом ставка была сделана на инвестиционную поддержку этого звена, направленную на его развитие. Результат не заставил себя долго ждать. По итогам прошлого года ЧУП «Высоковское» впервые за несколько последних лет сработало без убытков, а в году нынешнем твердо намерено получить существенную прибыль. Намерения эти подтверждаются показателями работы. При запланированном прогнозе роста товарооборота на 11,5 % он ежемесячно прирастает сейчас примерно на 30—35 %, что выражается в прибавке каждый месяц более двухсот миллионов рублей. 

Как и повсюду, здесь внедряются новые торговые технологии. Магазины, где появляется современное холодильное оборудование, переходят на самообслуживание, расширяют ассортимент предлагаемых товаров. Но есть в этом движении вперед и свои нюансы. Андрей Гуляев не зря наизусть знает показатели товарооборота конкурентов-частников. Сегодня кооператоры у них тоже учатся, анализируя опыт их работы, привлекая к сотрудничеству и перенимая при этом все самое лучшее. Позаимствовали гибкую ценовую тактику. Поэтому цены на отдельные товары сегодня в торговой сети чуть-чуть предпочтительнее для покупателей, чем у индивидуальных предпринимателей. В то же время за счет более активного привлечения частной торговли к реализации продукции кондитерского цеха филиал увеличивает ее объемы. 

Не стесняются в ЧУП «Высоковское» использовать и чужие идеи. Пришел как-то к директору бизнесмен и попросил в аренду второй этаж универмага, куда покупатели по причине скудности товарного ассортимента мало заглядывали. Предприниматель признался, что намерен открыть здесь мебельный салон. И салон на этом этаже появился. Сегодня он весь заставлен самой разнообразной мебелью белорусских производителей, которую жители региона охотно покупают в кредит. Правда, торгуют ею сами кооператоры, почти удвоившие за счет этого ежемесячный товарооборот универмага, повысив его примерно до пятидесяти миллионов рублей. 

Не менее эффективны и собственные ноу-хау. В просторный магазин, например, переделывается сейчас железный короб, состоящий из нескольких металлических модулей и предназначавшийся когда-то для эксплуатации в качестве заготларька. Эту оказавшуюся не у дел металлоконструкцию в свое время поставили на фундамент у автотрассы на пустующей окраине Высокого, где сейчас вырастает новый микрорайон многоэтажек. К новосельям в близлежащих домах и торопятся завершить высоковские кооператоры обустройство нового магазина, у которого благодаря поддержке городского Совета депутатов появится стоянка для парковки автомобилей. Конкурентов в микрорайоне у этой торговой точки уже не будет. 

На пользу жителям Высокого пошло и соперничество за их симпатии в системе общепита. Кормят и развлекают здесь народ сразу несколько субъектов хозяйствования – частники, торговое предприятие местного молокозавода и кооператоры. У последних есть в этом противостоянии два козыря – пельмени и кондитерские изделия собственного изготовления, а также оригинальный ресторан «Мельница», где по вечерам устраиваются дискотеки для молодежи, а по выходным обслуживаются различные торжества. Это дает весомое преимущество, и в целом общепит кооперации здесь рентабелен, несмотря на демпинговые цены. В кафе «Бистро», например, можно поесть, как в какой-нибудь рабочей столовой, всего лишь за три тысячи рублей, несмотря на то, что это заведение относится ко второй наценочной категории. 

Удивляют сегодня разительными переменами к лучшему и некоторые магазины горпо на селе. В деревне Новоселки, например, куда мы приехали с директором, такой магазин преобразился в ходе строительства агрогородка. Сельчане сразу же оценили преимущества обновленного торгового сервиса потребкооперации и стали гораздо реже посещать частные лавки. Вместе с ними ушли из частной торговли и продавцы. Заведующая магазином, после реконструкции получившим название «Товары повседневного спроса», Алла Басалаева живет в соседней деревне Паниквы и на работу всю жизнь ездит на велосипеде. За три десятилетия работы в торговле только несколько лет поторговала у частника. В прошлом году вновь вернулась в потребкооперацию. И не жалеет об этом. Вместе с продавцами Еленой Лисюк и Лидией Панасюк в обновленном новоселковском магазине они подняли товарооборот почти в два раза, доведя его в марте до 45 миллионов рублей. К лету завмаг пообещала Андрею Гуляеву довести этот показатель до 60 миллионов. На эту цифру уже вышел и магазин в поселке Беловежский. На современный лад кооператоры перестроили его за свой счет. Вернулась сюда и бывшая заведующая Людмила Замоладнева, долгое время работавшая в торговой структуре местного свинокомплекса. С ее приходом в магазине воцарилась атмосфера доброжелательности и профессионального отношения к покупателям, которой, к сожалению, не чувствовалось тогда, когда он давал в месяц всего лишь шесть миллионов товарооборота. 

Надо сказать, что высокой рентабельностью магазины ЧУП «Высоковское» обязаны и переводу на автономное отопление, которое заменило дорогое и затратное теплоснабжение от централизованных систем. Современный импортный котел с программным управлением в деревне Рясно, например, за минувший сезон, обогревая магазин и расположенный наверху ресторан, вместе с газовой установкой магазина в поселке Беловежский позволили сэкономить 35 миллионов рублей. На базе этих торговых точек облпотребсоюз планирует провести семинар, чтобы экономии у высоковцев поучились и другие. 

На снимке: директор ЧУП «Высоковское» Андрей Гуляев и заведующая магазином «Товары повседневного спроса» в деревне Новоселки Каменецкого района Алла Басалаева. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter