Важнейший из навыков, который надо воспитывать с самого начала, — презумпция доброты

Трудно быть добрым

Важнейший из навыков, который надо воспитывать с самого начала, — презумпция доброты. Слово “презумпция” мы слышим часто в связи с судебными разбирательствами. Презумпция есть предположение, признаваемое истинным, пока не будет доказано обратное. Презумпция невиновности — правовая установка, которая запрещает относиться к человеку как к преступнику, пока не будут предъявлены убедительные доказательства его вины.

Если вам не нравится слово “презумпция”, можете пользоваться выражением из лексикона восточных монахов — “хюполэпсис доксис”. Это из первого тома “Добротолюбия”. Евагрий-монах пишет: “Начало любви — взаимное оказание чести (или доброе друг о друге мнение, или предположение славных в другом достоинств)”. Выражаясь проще, одним из первых духовных навыков, которые ставились молодым инокам в древних обителях, была простая доброжелательность. В каждом человеке учили видеть прежде всего достоинства, и именно в этой доброжелательности и предположении всяческих достоинств в другом — начало любви, то есть залог духовного совершенства.

Это один из иноческих навыков, который без особых опасений и оговорок необходимо прививать каждому христианину. Не по душе вам латинское “презумпция” и греческое “хюполэпсис доксис”, возьмите призыв, который я повторяю себе каждый день: “Прежде, чем осудить, — оправдай!”.

Следовать этому правилу непросто. А добрым вообще быть непросто. Но другого пути у нас нет. Без этого навыка нам нечего браться за духовные подвиги. Благо что жизнь предоставляет множество поводов для тренировки презумпции доброты.

У этой добродетели есть свой алгоритм, который хорошо изложен в книге Иисуса, сына Сирахова. Вот отрывок, который можно выписать на листочек и перечитывать как инструкцию, когда у вас проснется острое желание выяснить отношения или пламенно обличить:

“Расспроси друга твоего, может быть, не сделал он того; и если сделал, то пусть вперед не делает.

Расспроси друга, может быть, не говорил он того; и если сказал, то пусть не повторит того.

Расспроси друга, ибо часто бывает клевета.

Не всякому слову верь.

Иной погрешает словом, но не от души; и кто не погрешал языком своим?

Расспроси ближнего твоего прежде, нежели грозить ему, и дай место закону Всевышнего (Сирах 19:13—21).”

Это прекрасный образец того, как “работает” в мудром человеке навык презумпции доброты. Заметьте, что здесь не просто мягкость характера, но мудрость, снисходительность, милосердие и принципиальная доброжелательность — целый комплекс добродетелей. Но Сирах умоляет: не торопись осуждать! Всегда начинай с оправдания и искреннего желания понять человека.

В реальной жизни для долгого цикла рассуждений нет времени. Поэтому нас призывают не “протоколу” следовать, а воспитывать навык. Духовный навык — бессознательная, привычная реакция, сформированная годами духовных упражнений.

Добродетель есть доброта, обращенная в навык. То есть это результат постоянного усилия и напряжения. Добрый человек — произведение искусства, шедевр, над которым трудятся годами. Добрым быть трудно. Это настоящий подвиг. Но иного пути у нас нет. Христианин без доброты — религиозное недоразумение.

Архимандрит Савва Мажуко

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter