Труд измеряется деньгами

О планах работы экономики на будущий год

Как ни крути, а законы диалектического материализма работают. По крайней мере, тот, который констатирует неизбежность перехода количественных изменений в качественные, — точно. Подумалось об этом на недавнем совещании у Президента, когда обсуждались планы работы экономики на будущий год. Среди прочих напряженных задач особо выделяется перспектива масштабной модернизации предприятий. Не сама по себе. И даже не системностью подхода. Хотя в нынешнем контексте вопрос ставится и впервые. До конца года на столе каждого директора должен лежать конкретный план развития. В котором четко просчитывается обозримое будущее. По обновлению основных мощностей, выпуску продукции, продажам и прочим параметрам. Здесь–то как раз абсолютной новизны нет. Любой более–менее солидный бизнес обречен минимум на стагнацию без внятного видения завтрашнего дня. Другое дело, что еще не все руководители госпредприятий приняли эту азбучную истину за руководство к действию. Что ж, это тот случай, когда директивное указание явно не пойдет во вред.


А новация в целях этого глобального проекта. Сама модернизация при этом обретает черты инструмента ее достижения. Сформулирован фактически новый целевой параметр. К 2015 году выручка от продаж нашей продукции должна быть не менее 60 тысяч долларов из расчета на одного занятого в экономике.


Много это или мало? «Беларуськалий», например, намного выше этой планки. Здесь в прошлом году на каждого работника пришлось продаж более чем на 100 тысяч долларов. А к 60 тысячам на душу приближается прибыль. И это если считать по курсу на конец года — 8.350 рублей за доллар. А если подсчитать по средневзвешенному, будет заметно больше. А вот, скажем, на «Могилевхимволокно» среднедушевая выручка чуть более 40 тысяч долларов. Есть к чему стремиться. Однако эти предприятия из сотни крупнейших белорусских ОАО. А ведь есть еще и такие как, например, ОАО «Камволь». Здесь за год продажи едва превысили 5 тысяч долларов на одного работника. Хотя и это небольшое достижение весьма условное. Если учесть, что в целом комбинат по году сработал с убытком около 0,7 млрд. рублей.


То есть получается, что привязка оценок лишь к выручке не может быть абсолютно объективной. Но в том и суть, что этот качественный параметр имеет смысл рассматривать как одну из составляющих формирующейся новой системы координат для нашей промышленности. Еще несколько лет назад здесь началось смещение акцентов. Президент постоянно обращает внимание: валовые показатели уже уходят на второй, а то и на третий план. Они не главные. Основные критерии — прибыль и рентабельность. Мерилом всему — деньги. Если завод хорошо продает товар, его экономика в плюсе, заработанного хватает на достойную оплату труда, текущую деятельность, обновление мощностей, внедрение новых технологий — оценка руководителю положительная. В противном случае и говорить не о чем.


Да, некоторое время назад вал был важен. Когда стояла задача сохранить производства, не остановить конвейеры, не потерять квалифицированных специалистов, не утратить производственные школы. Эта задача выполнена. Теперь нужно подниматься на все более высокие уровни. Количество должно эволюционировать в качество. Мир тесен. С точки зрения экономики — особенно. Конкуренты поджимают со всех сторон. И если вплотную не заняться обновлением, инновациями, дальше периферии делового мира не продвинешься. И вот эта связка важнейших качественных параметров — рентабельность, прибыль плюс 60 тысяч долларов среднедушевой выручки — не просто ориентир. Это стимул к новому уровню работы. Здесь не припишешь и не схитришь. Деньги либо есть, либо нет. А чтобы их заработать, придется осваивать и передовые маркетинговые технологии, и новую технику, учиться прагматичному и даже по–хорошему агрессивному поведению на рынках.


Что еще особенно важно? Новыми критериями обозначен путь, по которому надлежит идти к выполнению задач увеличения заработных плат. В этом году до 500 долларов в среднем по стране, в следующем — не менее чем до 600. Но именно заработанных плат. Производительность труда должна опережать этот рост. Иное идет во вред всей экономике. Но очень ошибется тот руководитель, который не даст людям достойный заработок, объясняя это низкой производительностью. Его задача как раз и состоит в том, чтобы дать возможность заработать. Создать условия. Однако и от самих работников зависит многое. Если они привыкли, условно говоря, точить по 10 деталей в перерывах между перекурами и ничего менять не собираются, то и на директора пенять нечего. Производительность труда не только и не столько в кабинетах руководства делается. В большей части непосредственно у станка. Другое дело, если рабочий выточил 100 деталей вместо десятка, а директор их не продал и не оплатил работу. Здесь уже спрос должен быть жесткий. Президент на этот счет высказался предельно ясно: «Людей в обиду мы не дадим, особенно тех, кто хочет хорошо жить, зарабатывать на свою семью и готов приложить свой труд».


Зарабатывать — здесь ключевое слово. Достаток никто не подарит. Это должен понимать как директор, так и рабочий. Важен ответственный вклад каждого.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter