Труд и отношения

МИТСО получил статус государственного вуза
МИТСО получил статус государственного вуза

Каждый вуз имеет свою специфику и свой имидж. Иначе из длинного списка, в который входят 53 высших учебных заведения, сложно было бы выбрать свой. Роли распределены уже давно: программистов готовит БГУИР, инженеров — БНТУ, а переводчиков — МГЛУ. Здесь — компьютеры, там — станки, а тут — лингафонные кабинеты. У каждого своя специфика и свои абитуриенты. Какую же нишу на рынке образовательных услуг занимает Международный институт трудовых и социальных отношений, выпускающий юристов, экономистов и международников, в которых и так недостатка нет?

— Вы правы, экономистов и юристов — в избытке, — соглашается ректор МИТСО Валерий Толкачев. — Просто готовить их надо для конкретных отраслей. Тогда все найдут применение своим знаниям. Мы ориентируем наших студентов на профсоюзную деятельность. Учредитель МИТСО — Федерация профсоюзов Беларуси, поэтому в вузе изучают проблемы социальной защиты, охраны и безопасности труда, методики разработки колдоговоров, заключения трудовых соглашений, мировые тенденции профсоюзного движения, профсоюзное лидерство. К спецкурсу «История и теория профсоюзного движения» в этом году добавились три по профсоюзной проблематике, в следующем году появятся еще 5 — 6 новых спецкурсов. Будут приезжать с лекциями профессора из Московской академии труда и социальных отношений, предстоит наладить контакты с аналогичными университетами в Питере и Киеве.

Недавно наш институт указом Президента приравнен к государственным вузам, хотя по–прежнему будет финансироваться за счет собственных средств. Для меня как для ректора это очень значимое событие. Все же, пока вуз считался «частным», многие относились к нему с некоторым предубеждением. У нас в общем-то даже конкурса не было... А в этом году на правоведение уже 2 человека на место.

— Новый статус как–то отразится на качестве обучения?

— Конечно. МИТСО освобожден от налогов и некоторых неналоговых платежей в бюджет. Это позволит снизить оплату за обучение. Со следующего учебного года планируем открыть целевой набор для профсоюзных организаций. Сельские абитуриенты будут поступать по отдельному конкурсу и платить за обучение на 30 — 40 процентов меньше. При этом план приема останется без изменений — 180 студентов. Хотим начать подготовку социальных работников для профсоюзного движения. На специальность информационные технологии в этом году зачислим 25 человек — куда ж нынче без компьютера. Планируем создать кафедру теории и практики трудового движения. Проблемы социально–трудовых отношений, к сожалению, редко становятся темами кандидатских диссертаций. Даже в нашем вузе таких работ — единицы. Но с этого года мы ставим условие: 50 — 60 процентов тем курсовых и дипломных работ — это профсоюзная проблематика: экономическая, социальная, правовая, международная.

— Вы полагаете, ваши специалисты будут востребованы? У нас 95 процентов работающего населения — в профсоюзах. Неужели нет людей, которые разбирались бы в трудовых отношениях?

— Специалистов по охране труда на самом деле очень мало. Например, в Международной организации труда, куда входят 187 стран, в различных комитетах работает около 10 человек из Москвы и ни одного представителя от Беларуси. Не хватает литературы на тему трудовых отношений; МОТ приняла более 40 конвенций по проблемам охраны труда, но у нас их найти достаточно сложно. Не проводится современных исследований, нет качественных словарей, справочников. Словом, проблемы есть, но на то и МИТСО, чтобы их решать. В частности, планируем отправить в этом году нескольких преподавателей на стажировку. А будут ли востребованы наши выпускники? Уверен, что будут. Профсоюзы имеют свои промышленные предприятия, базы отдыха, санатории, гостиницы, туркомплексы. Там нужны и менеджеры, и юристы, и управленцы, которые бы владели спецификой именно профсоюзной работы, мыслили не только экономически, но и социально. А безопасность труда? По данным МОТ, примерно 2 миллиона человек в мире ежегодно гибнет от профессиональных заболеваний и нарушений охраны труда. Или оздоровление детей. К примеру, лагерь имени Марата Казея занимает 20 га земли. Огромная площадь. Он мог бы функционировать круглогодично! Так что работы для молодых специалистов — непочатый край, есть где применить полученные знания, реализовать способности.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter