Трубный звон

Современная транспортная инфраструктура сблизила страны, точно комнаты в коммуналке. Стоит магистральной «трубе» «завибрировать» где-нибудь между Сибирью и Смоленском, как начинают беспокоиться европейские страны

Современная транспортная инфраструктура сблизила страны, точно комнаты в коммуналке. Стоит магистральной «трубе» «завибрировать» где-нибудь между Сибирью и Смоленском, как начинают беспокоиться европейские страны. Нефть и газ из энергоносителей превратились в мощный рычаг политического и экономического давления. Причем периодически разговор теряет даже внешние формы доброжелательности, переходя в ультимативную плоскость: «А если нет – отключим газ…» Впрочем, в углеводородах ли соль разногласий? 

Не  в  деньгах прибыль… 

После ряда газовых неурядиц то с Украиной, то с Беларусью Европа поняла, что «Газпром» — корпорация большая, серьезная и богатая. Но крутая капитализация и завидное место в мировых рейтингах самых богатых компаний не повод считать российскую газовую корпорацию надежным партнером. В Европе великолепно понимают: газ без транспортной инфраструктуры – «мертвое» ископаемое. Отними от богатых ископаемых магистральный трубопровод, и они превратятся в ничто. Поэтому на Западе верят, что «Газ­пром» достанет из земных недр необходимые для их нужд объемы углеводородов, но вот сумеет ли их доставить до европейского потребителя – вопрос риторический. 

Мировые законы бизнеса, в принципе, достаточно строгие. Взял на себя обязательства – выполняй, а на других не пеняй. Возникают проблемы, но без них в бизнесе не бывает. Необходимо предвидеть и просчитывать различные риски, в том числе вызванные ультиматумами по отношению к странам, через которые проходят магистральные газопроводы. А если «Газпром» не умеет ни все рассчитать в своей политике, ни корректно построить переговорный процесс, значит, такая культура бизнеса у этой компании. А, точнее, ее отсутствие. С «некультурными» партнерами в Европе тоже имеют дело, но менее охотно. И, как грамотные люди, изначально закладывают риски, связанные с ненадежностью контрагента. Конечно, из-за срывов поставок газа на несколько дней и даже недель, никто в Германии или Англии не умрет, не замерзнет и тамошняя промышленность не остановится. В конце концов имеются резервные энергоносители, соответствующие стратегические запасы. От этого российский газ не делается хуже или менее необходимым. Но он становится дешевле. 

Это великолепно понимают в «Газпроме». Недаром же сразу после зимних дебатов по ценам на газ для Беларуси корпорация организовала масштабную пиар-кампанию в Европе, стараясь хоть рекламой «подсушить» подмоченный имидж. Кстати, в этом году поставки российского голубого топлива на Запад сократились. В результате «Газпром» недосчитался нескольких миллиардов долларов. Эти потери не помешали делать резкие заявления летом. Неужели на грабли наступать понравилось?! 

Видимо, риск еще раз «уронить» свой имидж был просчитан заранее. И на него шли, чтобы попытаться диверсифицировать производство «Газпрома» за счет белорусских промышленных активов. Ведь не даром же Беларуси обещали дать кредит, но в воздухе так и витали намеки: если в стране будет активизирована приватизация. Чувствовалось: нам даже очень хотят оказать «техническую» помощь в продаже госпредприятий. 

А именно производства «Газпрому» — практически на корню сырьевой империи — и не хватает. Российская нефтехимическая отрасль (признают многие эксперты) достаточно слабая. Построить новые заводы – большие капитальные расходы и огромные издержки по выводу продукции на рынок. Да и инфраструктура не всегда позволяет развернуться по полной программе. В России накрылось несколько проектов по строительству нефтеперерабатывающих заводов по одной простой причине: в намеченных для инвестиций регионах не нашлось необходимой электроэнергии под такие предприятия. Вот взоры и устремились на имущество соседей. 

Искусство  дать,  чтобы  не  взяли 

Некоторые инвесторы мечтают о финансовых проблемах в Беларуси. И если не всегда могут повлиять напрямую на стабильность нашей экономики, то, как минимум, стараются сделать видимость денежных затруднений. Недаром несчастные кредитные 1,2—2 миллиарда долларов сделали чуть ли не судьбоносными для нашей республики. Конечно, эти средства не помешали бы, – никто не спорит. Но и без них наша экономика не рухнет. 

Впрочем, пиар-акции для того и проводятся, чтобы выдать желаемое за действительное. Конечно, нагнетать страсти некоторые СМИ старались не столько для обывателей, сколько для создания определенного мнения в европейском бизнес-сообществе. Не напрямую, а различными намеками на опасения, что Беларусь сможет вовремя расплатиться и за газ, и по кредиту. Российские газеты твердили: деньги можно дать, но только на условиях, которые когда-то, в 90-х, выдвигал МВФ, кредитуя Москву. Да, Запад тогда согласился помочь России, если она будет помесячно выполнять их экономические рекомендации. Приватизацию тогда провели классически, взрастив целый ряд олигархов, которые перекачали немало миллиардов на западные счета. И теперь Россия тем же способом хочет отыграться на Беларуси?! 

Не исключено. С той лишь разницей, что на дворе не 90-е – такие схемы не проходят. Да и современная Беларусь совершенно не похожа на измученную после дефолта Россию. Сама же сумма в 1—2 миллиарда долларов для межправительственных кредитов не столь уж и фантастическая. Требовать под нее умопомрачительных гарантий почти смешно. Впрочем, как и сомневаться, что Беларусь не сможет расплатиться за газ. 

Вообще, вся эта история с затяжным кредитованием и вы­ставлением ультимативного счета за энергоносители похожа на вполне спланированную акцию по вымыванию белорусских резервных фондов. Даже условия предоставления займа все время менялись, перекручивались, но всегда с одной целью – «так дать, чтобы не взяли». Во-первых, игра на общественное мнение, во-вторых, выигрыш во времени, чтобы не изыскали средства в другом месте. А потом «ход конем» — то бишь «Газпромом», который ни дня ждать не может. Кстати, когда газовая корпорация делает резкие движения, Кремль уже привык пожимать плечами: мол, это всего лишь субъект хозяйствования и за его поведение правительство не в ответе. 

Кто инициатор августовской акции – покажет история. Но по всем фактам видно: ее цель — искусственно вызвать финансовую нестабильность в Беларуси. Что-то типа «черного вторника». Мечтать об экономически ненадежном соседе можно только в одном случае: когда хочешь его купить. И не по рыночной стоимости, а намного дешевле. Думаю, «Газпрому» не столько срочно понадобились 460 миллионов долларов, сколько чесались руки перекрыть вентиль на законных основаниях. Этим финансово-энергетическим ударом по отечественному производству хотелось спровоцировать ускоренную приватизацию.  

Продаю  срочно,  недорого… 

Формула известная: чем меньше у продавца есть времени на переговоры, когда нужны деньги, тем дешевле обойдется приобретение для покупателя. И неважно, что выставлено на реализацию: золотая брошь, раритетная ваза, «жигули», «мерседес» или предприятие… Цена за срочность все равно окажется ниже рыночной. Срабатывает принцип «продаю срочно, недорого…» — золотое дно для инвестора. 

А российские корпорации всегда считали, что приватизировать ряд отечественных предприятий почему-то необходимо именно при их участии. Думаю, потенциальных претендентов порадовали неоднократные заявления членов белорусского правительства: часть государственных активов крупных предприятий будет передана в частные руки, но насторожило «покупателей», что акции промышленных гигантов будут реализовываться через фондовые биржи. А, значит, приобретать их придется по полной стоимости. Возможно, поэтому и началось форсирование событий с энергетическим давлением. Ведь речь идет о больших деньгах. 

Кстати, тут стоит вспомнить историю с оценкой «Белтранс­-газа». Ох, как тогда «Газпром» не устраивали признанные мировые компании-оценщики. Долго тогда россияне настаивали на решении вопроса побыстрее, без долгой бумажной волокиты: мол, определим цену почти на глазок и ударим по рукам. Не прояви тогда белорусское руководство твердости — могли потерять многие сотни миллионов долларов на продаже газотранспортного предприятия. Схему, которая не сработала с «Белтрансгазом», теперь пытаются провернуть при покупке других наших предприятий. 

Главное — провести сделку быстро, чтобы исключить точные оценки. Ведь одно дело — остаточная стоимость оборудования, другое — рыночная цена. Последняя, кроме «железа», учитывает и обеспеченность кадрами, и наличие дистрибьюторской сети, и имидж на международном рынке… И весь этот потенциал может стоить дороже основных фондов в несколько раз. Единственно, необходимо время, чтобы оценить реальную стоимость крупного предприятия. Поэтому спокойный, поэтапный и размеренный курс правительства  Беларуси по приватизации госсобственности и не нравится некоторым инвесторам. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter