Трубадуры, жонглеры и прекрасная дама

О прошедшей в Брюсселе международной конференции

Средневековые поэты–песенники стаптывали башмаки в поисках прекрасной дамы, которая мало того что должна была быть хороша собой, но еще и могла понять смысл пропетого ей на редком наречии лангедок. В дорогах трубадура обычно сопровождал жонглер — так называли музыканта, который аккомпанировал ему на флейте или лютне. Ареалом их обитания считается юг Франции, Прованс. Но иногда этих бродячих артистов встречали севернее, например, в бургундском королевстве, в которое в те времена входила территория современной Бельгии.


В Брюсселе на днях завершилась международная конференция, на которой рассматривалась ситуация в газотранспортной системе Украины. Европейские и украинские политики разобрали себе роли трубадуров и жонглеров (кто кому подыгрывал — еще вопрос). России достался образ прекрасной дамы, удел которой сидеть и слушать. Российская делегация во главе с министром энергетики Сергеем Шматко на такое была не согласна и, как передали информагентства, «досрочно отбыла в Москву».


Недавняя газовая «война» между Украиной и Россией привлекла внимание к украинской газотранспортной системе, поскольку стало ясно, что надежным поставкам «голубого топлива» в Европу угрожают не только политико–экономические противоречия Киева и Москвы, но также и состояние труб, хранилищ, компрессорных и измерительных станций.


«Система эта давно нуждается в модернизации, — отмечает германская «Дойче велле». — Однако есть два «но». У самих украинских властей денег на обновление трубопроводов нет, а продавать газотранспортную систему иностранным инвесторам официальный Киев до сих пор категорически отказывался. Справедливости ради стоит отметить, что на роль покупателя до сих пор реально претендовал только «Газпром». Что же касается других иностранных инвесторов, то об их привлечении Украина, которая из–за кризиса вообще оказалась на грани банкротства, судя по всему, готова подумать».


Тем не менее официально вопрос продажи украинского газопровода кому бы то ни было в Брюсселе не ставился. Это, к слову, запрещено законом. Киевские политики немало поспособствовали тому, что труба стала одним из символов независимости страны и теперь, накануне президентской кампании, ни один верящий в свои шансы политик не стал бы «покушаться на святое». По крайней мере, Виктор Ющенко и Юлия Тимошенко, которые давно не совершали совместных путешествий, а тут вдвоем прилетели в Бельгию, этого делать не стали.


В результате конференция лишилась определения «донорская» и стала просто инвестиционная. Вообще говоря, Евросоюз, как та общественница Шура из «Служебного романа», любит и умеет собирать под что–нибудь деньги. На это, видимо, и рассчитывали в Киеве. Но украинская газотранспортная система — это не Газа и не СПИД. Поэтому Украине дали не живые деньги, а обещание — 2,5 миллиарда евро. И то взамен на обещание Украины бороться с коррупцией и обеспечить операторам транзита возможность действовать на коммерческой основе. Эксперты уверены, что после модернизации украинская труба будет интегрирована в оптовый европейский рынок, а впоследствии присоединена к европейской газотранспортной сети.


Таким образом, Европа обезопасила себя на будущее, поскольку теперь сможет закупать «голубое топливо» на восточной границе Украины. А Киев добился того, что отныне Брюссель будет напрямую вовлечен в любой газовый спор с Москвой. Еще месяц назад Виктор Ющенко написал статью для газеты «Уолл–стрит джорнэл». Не совсем понятно, почему он решил обратиться к Европе через американскую газету, но основная мысль предельно ясна: «Пока рассчитывающие на российский газ страны расколоты, мы будем находиться в зависимом положении... Все страны–импортеры должны быть заинтересованы в координации наших ответных действий».


Без дивидендов осталась только Москва.


«Если интересы России будут игнорироваться, то мы также будем вынуждены начать пересматривать принципы наших отношений», — предупредил Владимир Путин участников брюссельской конференции. «Мы предлагали... создать международный консорциум из российских компаний, европейских и украинских, которые могли бы взять эту ГТС в аренду. При этом Украина не утратила бы права собственности на нее. Это было неплохое предложение, и считаю, к этому можно было бы вернуться», — обозначил он российскую позицию.


...Вряд ли ситуацию с поставками российского газа через Украину можно назвать предсказуемой, а это значит, что возрастает роль альтернативных проектов и путей. Хотя украинский маршрут в ближайшие годы ничто не заменит: через эту страну в Европу идет около 120 миллиардов кубометров газа в год.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter