Какие работы хаус-мастера выполняют бесплатно

Труба зовет

Сейчас при поломке, например, в ванной комнате смесителя не нужно держать под рукой список телефонов сантехников. Коммунальные проблемы решат по единому номеру 115. Оператор кол-центра ЖКХ принимает заявку на ремонт поврежденного водопровода, неработающего лифта, уборку дворовой территории. Это удобно. Но нередко у жильцов появляются нарекания на качество или сроки исполнения. Как улучшить исполнительскую дисциплину и качество услуг? 

Очистить услуги «от накипи» 

В ванной потек кран. Наверняка прокладка износилась. Звоню в 115. Мастера обещают прислать только через четыре дня. Да и график служб не самый удобный: с 9.00 до 18.00, суббота, воскресенье — выходной. С работы придется отпрашиваться. В итоге сантехника пришлось ждать дольше недели. Оператор объясняла: в районе аварийная ситуация, все специалисты заняты. 

Придя, работник покрутился у крана пару минут и сказал, что нужно подобрать что-нибудь подходящее взамен вышедшей из строя детали. При этом лишь развел руками: «Как купишь, хозяйка, снова зови». Уже на пороге предложил за допплату помочь устранить проблему — причем в течение часа, а в диспетчерской он скажет, что все было в порядке. Стоит ли давать деньги сантехнику за починку крана и какие работы он должен выполнить бесплатно?

Специалисты предупреждают: никаких «поощрений» на руки без оформления квитанций и актов специалистам жилищно-коммунальной службы давать нельзя. Ведь в итоге получается, что граждане сами приучают работников к поборам.

Например, соседка активно пользуется платными бытовыми услугами, которые оказывают ЖЭУ. В Минском городском жилищном хозяйстве отметили, что расчет за платные бытовые услуги производится только в безналичной форме. Сумма оплаты включается отдельной строкой в жировку, которую потребитель получит в следующем месяце. Также заказчик может перечислить деньги на расчетный счет ЖЭУ через ­ЕРИП согласно акту выполненных работ. 

— Все заявки регистрируются в единой информационной системе «Диспетчерская служба». Если ситуация аварийная, то прибытие бригады на место ЧП составляет от 30 минут (неполадки с водоснабжением, канализацией, засорами, искрение в этажном щитке) до 3 часов (вопросы низкого давления в трубопроводах водоснабжения, шум инженерного оборудования, неравномерный прогрев отопительных приборов). Срок проведения обследования — сутки. Потом организация-исполнитель назначает время проведения работ и определяет необходимость привлечения подрядной организации. Специалисты проводят мониторинг закрытия заявок, учитывая своевременность и качество выполнения работ, — рассказывает заместитель генерального директора по эксплуатации жилфонда и производственным вопросам ­МГЖХ Вячеслав Батура. 

В советские годы образ сантехника ассоциировался с героем комедии Георгия Данелии  Афоней — халтурщиком и взяточником. В те времена способ отблагодарить водопроводчика был практически один — бутылка. Сегодня такого уже не встретишь. Конкуренция на частном профессиональном рынке большая. Асоциальным личностям задержаться в профессии не удается.

Хороший сантехник получает не менее двух-трех заказов в день. Средняя стоимость выезда составляет 40—50 рублей. В прайс-листе одной из столичных компаний замена картриджа в смесителе — 35—50 рублей, устранение засора в трубах — 25—100 рублей, подключение стиралки — 30—65 рублей. Но окончательная цена будет рассчитана только после проведения диагностики с учетом стоимости деталей, которые подлежат замене. В регионах стоимость чуть ниже. Например, в Глубоком монтаж канализационных труб — 25 руб­лей, установка шарового крана — на 5 рублей меньше. 

В некоторых видах работ частные организации составляют конкуренцию государственным коммунальным службам. По словам Вячеслава Батуры, укомплектованность штата рабочими специальностями в системе ЖКХ составляет 86 %:

— Надо признать, что молодежь идет работать в систему неохотно. Объединением проводится профориентационная работа через СМИ, встречи с учащимися и студентами. Задача — подготовить специалиста, трудоустроить и не оставаться безучастным к его дальнейшей карьере. Повышать интерес и рейтинг профессии.

Вызов принят 

Некоторые товарищества собственников или жители частного сектора предпочитают обслуживаться у негосударственных компаний или же у ведомственных предприятий. 

— Разгосударствление сферы ЖКХ — это эхо из 90-х годов прошлого века. Мировой опыт говорит, что главное — правила, профессионализм, компетенции. Форма собственности при этом вторична, — уверен Геннадий Каленов, исполнительный директор Международной ассоциации менеджмента недвижимости.

По мнению эксперта, убеждение, что в странах ЕС все частное, — досужие разговоры, а тотальная приватизация предприятий даже теоретически не может решить проблем ЖКХ. Например, в Берлине работают шесть крупных муниципальных жилищных компаний, которые сами строят многоквартирные дома, владеют ими и сдают в социальную аренду. Цель — не получение прибыли в пользу владельцев, а решение жилищного вопроса в пользу арендаторов. И таких примеров много.

Более того, в экономически развитых странах ЕС есть правила, которые устанавливаются до заселения домов. Они по сравнению с белорусскими довольно жесткие. 

— У нас не все жильцы понимают, что их дом не жэсовский, а объединения собственников. А ЖЭС — подрядчик, которого можно сменить, если его работой недовольны. Опять же, информация о том, что ТС нанимают только высококвалифицированных специалистов для оказания технического обслуживания, а вот ЖЭСы нет, это не больше чем привычка делить все на черное и белое, — отмечает Геннадий Каленов.

У нас уходят от устаревших подходов и меняют сантехников Афонь на хаус-мастеров. К ним относятся рабочие по комплексному обслуживанию и ремонту зданий и сооружений 3-го и 5-го разрядов. Сегодня эти специалисты востребованы не только в ЖКХ, но и в школах, детских садах, больницах, торговых центрах, даже в сельской местности и на объектах транспортной инфраструктуры. Причина — универсальность, экономия денег заказчиками-работодателями, удобство для клиентов. Таких специалистов готовят либо в колледжах на базе 9-го класса с трехлетним обучением, либо путем повышения квалификации рабочих, уже получивших среднее специальное образование (например, слесарь-сантехник, электромонтер и другие).

— Наша международная ассоциация начиная с 2019 года способствует передаче белорусского опыта подготовки и использования хаус-мастеров в системе ЖКХ Казахстану, Узбекистану, а с 2021-го — Украине и другим заинтересованным странам, — рассказывает Геннадий Каленов. — Заинтересованность высока, так как условия хозяйствования в этих странах и Беларуси схожи, а в Германии, откуда и пришла практика, совершенно другие. Конечно, возможности для совершенствования белорусского подхода есть. У нас такие специалисты выполняют много функций и мелких работ, но все же значительно меньше, чем, например, в Германии или Турции. 

Кстати, ремонт тому странному сантехнику я не доверила. В тот же день в интернете нашла специалиста с опытом работы 9 лет и корочкой Минского профессионально-технического училища № 31 монтажных и специальных строительных работ. Он приехал через два часа, быстро поменял уплотнительную резинку, и течь прекратилась. За услугу я отдала 10 рублей. На руках остался чек. Все быстро и качественно. Кстати, цена у частника на уровне жэсовских и других специализированных организаций. Например, в столичном ЖЭУ № 2 смена прокладки для водоразборных кранов, душа, бачка унитаза с учетом сборки и разборки оборудования обойдется в 10 рублей 6 копеек. 

ЧТО ДЕЛАЮТ БЕСПЛАТНО

Эти услуги ЖЭУ включены в графу «Техническое обслуживание» в жировке.

♦ Устранение течи канализационных стояков.

♦ Ликвидация засора канализационных труб (лежаков) до первого колодца.

♦ Установка бандажей на трубопроводе.

♦ Проверка технического состояния системы вентиляции.

♦ Проверка состояния (наличие тяги) и прочистка дымовых и вентиляционных каналов.

♦ Гидравлическое испытание систем горячего и холодного водоснабжения.

♦ Промывка систем горячего и холодного водоснабжения.

♦ Ликвидация воздушных пробок.

В ТЕМУ

Исследования показывают, что количество обращений граждан по вопросам ЖКХ в 2020 году снизилось на 7,5 %. Иногда есть нарекания на качество или сроки исполнения заявок. Работа совершенствуется. Специалисты разрабатывают полноценный механизм обратной связи. Предполагается, что заявка будет закрыта только после подтверждения самим потребителем. Причем сделать это он сможет различными способами — по телефону, через мобильное приложение или поставив подпись в акте у исполнителя. 

hilkok@sb.by

Фото pixabay.com

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter