Запуск газопровода TANAP станет очередным этапом инфраструктурной перестройки постсоветского пространства

Труба повышенного давления

На финишную прямую выходит один из громких и неоднозначных инфраструктурных проектов последнего времени — газопровод TANAP. Трансанатолийский газопровод, который свяжет газовые месторождения Азербайджана с потребителями Южной Европы через территорию Грузии и Турции, должен начать перегонять первые кубометры голубого топлива уже 12 июня этого года.

фото currenttime.tv

Запуск TANAP станет очередным этапом инфраструктурной перестройки постсоветского пространства. Дело в том, что транспортная, в том числе нефтегазовая, инфраструктура республик бывшего СССР создавалась для обслуживания потребностей единого и самодостаточного советского народно-хозяйственного комплекса. С распадом СССР ситуация кардинально поменялась. Многие новые независимые государства оказались обладателями избыточных для их экономик сырьевых и энергетических ресурсов, интерес к которым стали проявлять внешние игроки, в первую очередь ЕС. Однако советская инфраструктура ограничивала возможности поставок, делая эти страны зависимыми от транзитеров. Так, единственный маршрут для азербайджанских углеводородов лежал через территорию России и новороссийский порт. В аналогичной ситуации оказался и Туркменистан, обладающий одними из крупнейших в мире запасами природного газа.

Теперь Азербайджан получает возможность транспортировать газ через Грузию и Турцию в обход России. На Западе это нередко оценивается как фактор геополитического ослабления позиций Москвы в Закавказье. К этому следует прибавить, что недавно открытая железнодорожная магистраль Баку – Тбилиси – Карс также рассматривается как звено трансконтинентального транспортного маршрута.

В перспективе TANAP может послужить основой для еще более масштабных транзитных проектов, которые дадут возможность прокачивать через страны Закавказья углеводороды из Ирана и Центральной Азии. В последнем случае речь идет о строительстве Транскаспийского газопровода, которое станет возможным после ожидающегося в этом году заключения договора о разделе дна Каспийского моря.

Впрочем, диверсификацию транспортных коридоров вряд ли оправданно трактовать исключительно в конфронтационном геополитическом ключе. Ведь тот же Азербайджан совместно с Россией и Ираном реализует проект транспортного коридора Север — Юг, который позволит соединить Россию с портами Персидского залива, а также Пакистаном и Индией. Сеть транспортных коридоров в Евразии становится более разветвленной и децентрализованной. 

В связи с этим в новом свете предстает и антииранский демарш США. Дестабилизируя Иран, США наносят удар по одному из ключевых узлов новой логистики «Большой Евразии». Кроме того, опосредованно это бьет по интересам ЕС, который с помощью сети трубопроводов через Турцию и Закавказье пытается получить доступ к иранским углеводородам. 

Во многом сходным образом развивается ситуация и вокруг другого инфраструктурного проекта — «Северный поток-2». Именно США, а также их союзники в Европе в лице Польши и стран Балтии являются главными противниками этого проекта. Европа пытается сформировать собственный независимый энергетический рынок, имеющий прямой и безопасный доступ к сырьевым ресурсам по всей Евразии — от Ирана до России. И TANAP, и «Северный поток-2» в равной степени служат этому интересу. 

Похоже, Запад как собирательное понятие все более утрачивает смысл. Евроатлантическая солидарность дала трещину, которая увеличивается с каждым днем. Однако столкновение интересов Европы и США может поставить под удар страны и регионы по всему евразийскому материку. 

vs.shimoff@gmail.com
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter