Тройной контроль

На общем рынке Таможенного союза должна быть только качественная продукция

На общем рынке Таможенного союза должна быть только качественная продукция


С НАЧАЛА года мы вступили в новый, более глубокий этап интеграции — Единое экономическое пространство. Субъекты хозяйствования получили существенные преференции, а единые требования — приоритет над национальными законодательствами. Тем временем медицинская платформа для объединения — соглашение Таможенного союза по санитарным мерам и 4 документа, принятых в его развитие, — уже полтора года в действии. Принципиально с 1 января должно было измениться одно: все производители и поставщики обязаны были переоформить документы по общему образцу — на свидетельства о государственной регистрации Таможенного союза (ТС). Но первоначальный план пришлось подкорректировать. Почему? И что показывает опыт работы по–новому? Об этом корреспондент «СОЮЗа» беседует с заместителем министра здравоохранения — главным государственным санитарным врачом Беларуси Олегом Арнаутовым.


— Скажу сразу: мы поставленную задачу выполнили — практически 99 процентов белорусских субъектов хозяйствования национальные документы, подтверждающие безопасность продукции, переоформили. Хотя, не скрою, пришлось приложить серьезные усилия, чтобы их убедить. Вплоть до того, что главные государственные санитарные врачи регионов лично вели переговоры с каждым производителем, объясняя, насколько такой шаг необходим и, в конечном счете, всем выгоден. Со своей стороны, мы свидетельства оформляли в течение максимум 30 дней. Причем если объем исследований по показателям безопасности, проведенный ранее на соответствие национальным требованиям, совпадал с подходами, определенными ТС, то свидетельство выдавали без дополнительных испытаний. А если, к примеру, в национальных требованиях было 10 позиций, а в документах ТС — 15, то товар проходил проверку только по 5 показателям, остальные протоколы принимались.


Почему производственники не торопились? Наверное, все–таки выжидали, надеялись, что с 1 января сроки будут продлены. И это действительно произошло. В декабре по инициативе российской стороны Комиссия ТС приняла такое решение, и теперь национальные документы считаются действительными, пока не истек срок действия, который определен выдавшим их органом, либо пока не вступит в силу соответствующий технический регламент ТС. Значит, те предприятия, которые не экспортируют свои продукты на территорию Республики Казахстан и Российской Федерации, могут спокойно работать по белорусским удостоверениям о государственной гигиенической регистрации, а экспортеры — продолжать ввозить продукцию в страны–участницы ТС, имея на руках национальные свидетельства о государственной регистрации либо санитарно–эпидемиологические заключения. Но вот оформить новые национальные документы уже невозможно. Их выдачу государства–участники ТС прекратили 1 января 2011 года. Речь только о том, что можно какое–то время работать по прежним документам, а потом все равно надо переходить на свидетельства нового образца.


— Олег Вячеславович, а на каком этапе находится сейчас работа над техническими регламентами?


— Согласно плану, первоочередных техрегламентов — 47. На сегодня разработано 38, из них 24 приняты, утверждены Комиссией ТС. 14 находятся на внутригосударственном согласовании. И еще 8 — на публичном обсуждении. Ведь после одобрения Координационным комитетом и Комиссией ТС проект техрегламента обязательно публикуется в сети интернет, где каждый желающий может с ним ознакомиться и высказать свои замечания или предложения, которые потом серьезно изучаются. Не скрою, хотелось бы, чтобы наши субъекты хозяйствования проявляли большую активность. Приходится им напоминать: «Для вас пишем, вам исполнять, давайте подумаем вместе, чтобы не получилось потом, что мы примем, а вы столкнетесь с проблемами». К слову, техрегламенты вступают в законную силу не ранее чем через полгода после принятия. Пока еще не начал действовать ни один.


— Когда войдут в практику первые?


— Первый «О безопасности средств индивидуальной защиты» вступает в силу уже 1 июня 2012 года, с 1 июля — техрегламенты «О безопасности парфюмерно–косметической продукции», «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков», «О безопасности упаковки», «О безопасности продукции легкой промышленности», «О безопасности игрушек» и «О безопасности низковольтного оборудования».


— Самый дискуссионный момент: в ТС список товаров, проверяемых на безопасность, резко сократился. Кто же теперь будет отвечать за качество товара?


— Производитель и поставщик. По действующему законодательству всех трех стран, они и должны нести ответственность. Но возникала подмена понятий. Существовали обширные списки товаров, которые в случае своей недоброкачественности могут потенциально угрожать здоровью. И государство брало на себя их проверку, прежде чем дать допуск на рынок. Это сильно загружало лаборатории и было затратно, неудобно для бизнеса. А самое главное — документ, подписанный официальным лицом, выдавался на одну партию товара, подтверждая ее безопасность, а по нему потом в течение 3–5 лет ввозилась другая продукция. Насколько аналогичная? Вопрос. Ведь безопасность нельзя гарантировать, если не исследовать каждую партию. И, увы, были случаи, когда недобросовестные субъекты хозяйствования пользовались таким законодательным упущением. Поэтому и было принято решение — максимально сократить в ТС этот перечень: в нем осталось только самое важное — те товары, которые при кратковременном применении, разовом контакте могут нанести какой–то вред. А в остальном перечень был сокращен на 70 процентов. Мы думали, что сделали благо для бизнеса, освободив от очередей и платежей, а знаете, с чем столкнулись? К нам субъекты хозяйствования начали приходить с одним–единственным вопросом: «Дайте документ, подтверждающий качество и безопасность! От нас требует торговля, потребители...» Иными словами, бизнес не готов был ни морально, ни психологически взять на себя ответственность. Но ведь здесь нет никаких проблем. Документа, который выдает поставщик или производитель, вполне достаточно, чтобы реализовывать товар. Не уверены — милости просим, приносите, мы его исследуем в одной из своих 46 аккредитованных лабораторий и предоставим соответствующий протокол. Но при этом санитарная служба оставляет за собой право выборочно проверять продукцию и, если что не так, предъявлять штрафные санкции (они, замечу, в ТС вскоре станут очень существенными). Нормальный, цивилизованный подход.


— И что показывает практика последнего времени?


— Что субъекты хозяйствования все–таки осознали свою ответственность. Во всяком случае, в прошлом году мы сделали более 16 тысяч выборочных экспертиз товаров из торговых точек — и только полпроцента из них были нестандартны, не соответствовали каким–то показателям. Согласитесь, это мизер. И ни разу не поступало нареканий на качество белорусских товаров ни с российской, ни с казахстанской стороны, хотя у нас налажена четкая система взаимного информирования.


— Можно ли говорить, что в этом году законодательная база для ЕЭП будет уже полностью сформирована?


— Основная база — да. Но это процесс, наверное, бесконечен. Предела совершенству нет. Мы разрабатываем документы, дорабатываем, перерабатываем. Жизнь требует. Идет серьезная повседневная дискуссия, каждое положение проходит через споры, поиск компромисса. Даже «на троих» договориться не всегда просто.


gabasova@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter