Тройка, семерка... конфуз

Вчера в Брюсселе начался очередной раунд переговоров по Косово при посредничестве «тройки» — России, США, ЕС...
Вчера в Брюсселе начался очередной раунд переговоров по Косово при посредничестве «тройки» — России, США, ЕС. Можно сказать, что это предпоследний аккорд в балканской драме, потому что уже 10 декабря «тройка» должна докладывать Совету Безопасности ООН о результатах. А по сути — о провале переговоров.

«За 100 дней мы исследовали почти все известные человечеству варианты решения вопроса о статусе Косово — этой задачи о квадратуре круга», — цитирует «Гардиан» слова опытного германского дипломата и специального представителя ЕС Вольфганга Ишингера, председательствующего на переговорах. Тем самым он дал понять, что Европа уткнулась в косовский тупик.

В то время как Белград предлагает для Косово широкую автономию в составе Сербии, сама провинция, где большинство населения составляют албанцы, согласна только на независимость. Появление седьмого государства на руинах Югославии с согласия международного сообщества может иметь страшнейшие последствия.

Это как в философской сказке Фрэнка Баума «Волшебник Изумрудного города»: ураган 1999 года унес «домик–фургон», в котором обитали народы бывшей Югославии, и вот герои долго плутают в поисках «волшебного города». В нашем случае — края. Наконец открывают двери и видят за ними... Гудвина, великого и ужасного. Он заставлял всех жителей носить зеленые очки, чтобы город казался изумрудным... Но после 10 декабря очки могут быть сброшены, руки развязаны. Аллегория, на мой взгляд, абсолютно прозрачна...

В Косово только что состоялись парламентские выборы, в которых сербское население края не участвовало. Результаты таковы, что в ближайшее время власть в автономном крае будет находиться в руках боевиков организации «Армия освобождения Косово». Бывший лидер боевиков Хашим Тачи (названный своими товарищами Змеем за жестокость и хитрость) стал легитимным главой правительства. Во время вооруженного конфликта в Косово и Метохии Тачи совершал военные преступления, а в 1997 году сербский суд признал его виновным в терроризме и заочно приговорил к семи годам тюремного заключения по этому обвинению. Но сегодня именно он — «великий и ужасный Гудвин» — хозяин «изумрудного города» Косово. И он уже заявил об отделении автономного края как о деле решенном.

Все идет к тому, что ЕС примет условия бывшего боевика...

«Если независимость Косово будет признана, это станет не последней стадией распада бывшей Югославии, а первой стадией нового распада и сецессии на Балканах», — сказал сербский министр по делам Косово Слободан Самарджич. Действительно, ведь многие этнические конфликты на Балканах вовсе не исчерпаны. Самый яркий пример — Босния, где в 90–х вспыхнула гражданская война между этническими сербами, хорватами и боснийцами–мусульманами. В 1995 году на территории Боснии и Герцеговины были созданы боснийско–хорватская Федерация Боснии и Герцеговины и Республика Сербская, над которыми еще стоит и центральное правительство. Одним словом, тут самый изощренный политолог ногу сломит, и если бы только политолог... Боснийские сербы напряженно ожидают развязки косовского кризиса, и если здесь будет дан старт дальнейшему распаду, на очереди — кровавый развод неработающей модели трехчастного государства.

Евгений Чижов, представитель РФ в Брюсселе, предостерег от катастрофических последствий поддержки Западом идеи независимости: «Те, кто признает одностороннее провозглашение независимости, совершат стратегическую ошибку глобального масштаба». Очевидно, он намекает на то, что, если европейские государства признают Косово без мандата Совета Безопасности, по тому же пути пойдут другие непризнанные республики. Южная Осетия, Абхазия, Приднестровье, Страна Басков, кто там еще в очереди на раскол?..

Напомним, что Косово — это первый крупный проект Евросоюза в области государственного строительства. Если Запад поддержит провозглашение краем Косово независимости, дальнейшее предсказать невозможно.

Разве что вспомнить финал той самой сказки, где одному не хватало мозгов (читай — стратегического мышления). Другой мечтал вернуть утраченное сердце (Косово и является сердцем или, как еще говорят, колыбелью сербской цивилизации). Третий хотел обрести храбрость (и сегодня мы видим — растут как на дрожжах националистические партии в униженной Сербии). Только вот надо ли открывать последнюю дверь туда, где начинается новый ужас?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter