ОАО «Студенка» довольно успешно руководит Евгений Троян

Троян В "Студенке" двумя руками за перемены

Научит ли молодой директор своих специалистов душой болеть за родное предприятие

– И ПО какому поводу гости? — директор встречает меня у кабинета главного бухгалтера. 

Пробую отшутиться: «Приехала на работу устраиваться. Буду заметки писать». С ходу получаю ответ: «Вы опоздали где-то на полчаса, я уже успел провести утреннюю планерку со специалистами. Сейчас все разошлись по рабочим местам». Когда всерьез объяснила, для чего свалилась как снег на голову, молодой мужчина успокоился, хотя был немного в недоумении: «А о чем тут писать? Да обычное у нас сельхозпредприятие, ничем не отличаемся от других в районе».

Так состоялось знакомство с Евгением ТРОЯНОМ, руководителем ОАО «Студенка».

Евгений Александрович отдает распоряжение главному бухгалтеру Наталье КУПРЕЕНКО.

НЕ было еще и восьми утра, когда мы вместе с первым заместителем председателя Сенненского райисполкома, начальником райсельхозпрода Алексеем Дойлиным приехали в хозяйство, где мне предстояло «поработать» денек. Мимолетом глянула через открытые двери в кабинеты специалистов: один просматривает бумаги, другой работает за  компьютером. В кабинете директора  никаких изысков, гора папок и документов на столе. 

Сначала поближе знакомлюсь с коллегой. Термин этот абсолютно к месту, и вот почему. Всегда думала, что у  руководителя сельхозпредприятия за плечами диплом агронома или зоотехника, например. У Евгения Трояна — диплом филолога-журналиста, полученный в Витебском госуниверситете имени П. М. Машерова. Мое удивление он понял:

— Это кривая судьбы, как я говорю. Три с половиной года отработал журналистом в газете «Голос Сенненщины». Еще получая первую специальность, на четвертом курсе поступил на заочное отделение юридического факультета. После редакции трудоустроился в Сенненское бюро по госрегистрации и земельному кадастру. Затем работал  помощником руководителя по идеологической, воспитательной и кадровой работе в унитарном сельхозпредприятии «Дружбинец». Вот так и подобрался поближе к сельскому хозяйству.

Пришло время, и эта самая «кривая судьбы» перебросила Евгения Трояна 26  января 2016 года на должность директора ОАО «Студенка».  Признается, поначалу было тяжело... Но и со временем существенно ничего не поменялось. Специалистов вроде хватает, многие работают  десятки лет, но почему-то нет от них должной отдачи:

— Не могу понять, как люди не болеют душой за предприятие? Есть и молодые ребята, и опытные специалисты. Но почему-то инженер может не переживать, откуда брать топливо, как рационально его использовать, наладить должный контроль за его сохранностью, допустим. Агроном — как максимально эффективно использовать семена или удобрения, правильно подобрать поля для посевов тех либо иных культур. Все вроде есть, рвения у людей не хватает. А мы можем больше, я точно знаю.

Прямых замечаний или нареканий в сторону «неквалифицированного» директора со стороны подчиненных не было. А со стороны директора они, оказывается, не редкость. Как и наказание рублем. Но при этом и премии выписывает, если считает, что человек заработал. Ко Дню работников сельского хозяйства выдали специалистам по должностному окладу, рабочим – по базовой. Отдельных специалистов, механизаторов и работников животноводческой  отрасли отметили на районном празднике дипломами и денежными премиями.   С Витебского мясокомбината, а иногда и с Оршанского привозят продукты к праздникам, правда, в счет зарплаты и по желанию работников, а ее выплату, кстати, никогда не задерживают. Только все равно  сложно сдвинуть с места воз, который сдвигаться не  желает: 

— По 2017 году средняя зарплата 396 рублей. Людям хочется много больше. Я двумя руками за. Но для этого, говорю, давайте доить не 7 килограммов от коровы, как сейчас, а скажем, хотя бы 10—12 – в зимний период, когда основная масса коров в запуске. 

СУДЯ по тому, как дела складываются сегодня, перспектива эта весьма отдаленная. За первую половину января пришлось сдать 120 голов скота. Кормов заготовили в недостаточном объеме, хоть и все площади скосили, сильно подвела кукуруза, недобор которой к уровню 2016 года составил 4 тысячи тонн. Все понимают, продать одних, чтобы накормить других, конечно, не выход. Чтобы иметь свои корма, нужны хорошая техническая база и постоянная работа по подсеву трав. 

В «Студенке» самый старый тракторный парк в районе, он не обновлялся лет 8—10. В 2017 году, по словам директора, удалось получить в лизинг один МТЗ-82. В декабре прошлого года восстановили требующие больших финансовых затрат МТЗ-3022 и МТЗ-1523, на который переоформили лизинг от хозяйства-банкрота. О покупке новой техники пока речь не идет, нет таких средств, хоть и обещали кормораздатчик «Хозяин», который бы очень пригодился. При этом сельхозпредприятие одно из самых крупных в районе. Вот и ломай голову, как сохранить поголовье и обеспечить его кормами. И главное – молодняк сберечь, большое количество отелов предполагается как раз в первом-втором квартале. Здесь директор надеется на результативную работу ветеринарной и зоотехнической служб. Молятся и на погодные условия в 2018 году, чтобы позволили вырасти хорошим травам. 

По пути на молочно-товарную ферму интересуюсь у Евгения Александровича, где живет, с чего начинается его рабочий день.

— Живу в Сенно, к работе приступаю в зависимости от сезона. Зимой в половине восьмого провожу планерку, до этого объезжаю центральные фермы. Когда делал объезд в «Дружбинце», проезжал 60—65 километров. В «Студенке» — 120—125 километров. Наши шесть молочно-товарных ферм сильно разбросаны, расположены у противоположных границ хозяйства. Сложно проследить работу специалистов и работников, кого-то заменить, если нужно, организовать кормление, поение скота и так далее.  Но меня, думаю, работники уже изучили. Если отчитались, что все сделано, то знают: могу следом проехать и проверить. Летом реже бываю на фермах, больше внимания полям. Когда все спорится, не вмешиваюсь. Но я должен обеспечить людей всеми необходимыми средствами для работы и создать условия, а потом спросить. Это касается и простых механизаторов или доярок, и специалистов.

НА молочно-товарной ферме, где расположен и зерноток, визит директора никого не смутил. В деревянном сарае, двери которого были распахнуты,  на столбиках горели 7 энергосберегающих светильников. Мне пояснили, что их повесили недавно, но уже прочувствовали экономию. Вошли в арочный тентованный телятник. Тепло, сухо, пахло свежим кормом. 

Евгений Александрович тут же комментирует: сегодня поедет на административную комиссию, возможно, штраф выпишут. На таком же арочнике обнаружили некоторые нарушения, животные в торцевой стене дырок наделали, нужно отремонтировать. После комиссии отправится в Оршу на убой скота.

— У нас должников нет, но не бывает лишних средств. Правда, молочка может отдать деньги в последний день гашения платежей в фонд соцзащиты, а людям нужно зарплату выдавать. Если фонд вовремя не погасил, жди штрафов. 

На мехдворе  практически вся техника на открытых площадках. Да, холеных и новеньких тракторов и машин и в помине нет. 

— Вот сломался «Амкодор-320», — рассказывает директор, — вызывали специалистов из Витебска, многие возможные неисправности опытным путем исключили самостоятельно, а один узел необходимо было завезти в Минск на диагностику неисправностей. Но ехать некому, как оказалось. Никто город не знает и попросту боится. А тут молодого водителя на работу взял, шустрого, исполнительного, так тот везде успевает за один рейс — и в Гомель сгонять, и на Оршанском мясокомбинате три договора подписать, и уже к обеду в хозяйство приехать. Но в настоящее время он в отпуске, вот и  ломай голову, хоть опять самому поезжай. 

Пока ходим по мехдвору, мне поясняют, где какая техника стоит… Рабочих на улице никого, все в помещениях, что-то чистят, прикручивают… 

Обратила внимание на обветшалые дома. Интересуюсь: почему пустые, неужели в деревне нет желающих получить жилье? Оказывается, некоторые  совсем не бесхозные, просто владельцы разбежались, а сельисполкому их еще нужно найти. Другие стоят на балансе хозяйства, только претендентов получить старый каркас с крышей и превратить его в жилье мало — хочется готовый.   Денег нет. «Студенка» недавно осилила один дом, но руководитель пока не решил, какому достойному работнику его отдать. 

Нарушения трудовой дисциплины и мелкие хищения в «Студенке» имеют место быть, да они и всегда были, наверное. Возможно, не каждый директор в этом признается. Евгению Александровичу как-то сообщили, что на дальней ферме доярки подворовывают молоко. Решил вместе с сотрудником милиции проверить, в половине шестого утра поехали на МТФ. Да, везут бабоньки на телеге 45 литров молока. Составили протокол, провели беседу и выписали штраф по 210 рублей каждой. А разве это мало, учитывая зарплату? Увольнять не стали, кому же тогда работать? Пока подобного не повторялось, может быть, дошло, что сумма за покупное молоко намного меньше, чем за наказание.

ПРОБЛЕМЫ сыплются постоянно. Ну а чего же удалось добиться за 2 года новому директору? Гордится дипломом, полученным от имени главы Витебского облисполкома за урожайность зернобобовых на «Дажынках-2016» в Сенно. В 2016-м «Студенка» заняла второе место среди 12 хозяйств района по молоку, в 2017-м – третье место по производству молока и третье – по производству продукции выращивания. Хороший на уровне других хозяйств района был урожай озимого рапса – 19,5 центнера с гектара. 

Так что не все так плохо, как кажется на первый взгляд. Просто мы привыкли, что каждый себя прежде всего хвалит, а обратную сторону медали не показывает. Вроде все красиво и замечательно, только не пишите об этом. А мне понравилось, что Евгений Александрович общался открыто. Если умеешь говорить прямо о промахе, в котором, возможно, есть и твоя вина или недоработки как руководителя, значит, есть намного большая вероятность их исправить.

Пока была на «работе» в хозяйстве, постоянно сравнивала его, да и  многие другие сельхозпредприятия Витебщины, где удалось побывать, с тем, что видела  в столичном, к примеру, регионе. Если здесь у многих на полях работают последние модификации МТЗ, John Deere, CLAAS и другая сверхмощная техника, то большинству витебчан-сельхозников по карману лишь преклонного возраста МТЗ, ремонт обходится в копеечку, которой часто не хватает. И фермы с комплексами попроще и постарше. А до них доводятся те же планы, госзаказы. И  скот нужно кормить, поля убирать. И работают люди, стараются в этих условиях подняться на достойный уровень. 

chasovitina@sb.by 

Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter