Источник: Союзное вече
Союзное вече

В годы войны под Минском находился один из самых больших в Европе лагерей смерти Тростенец

Тростенец: врата между жизнью и смертью

Два года назад на месте трагедии скромные обелиски дополнили 10-метровой бронзовой композицией «Врата Памяти» – фигурами изможденных узников, буквально впечатанными в створки лагерных ворот. Как создавался монумент, корреспонденту «СВ» рассказал его автор – скульптор Константин Костюченко.

– Врата – это символ перехода. В Тростенец можно было войти, но бежать из лагеря смерти удалось единицам. Монумент – дань памяти жертвам концлагерей. На нем изображены люди, которые испытали нечеловеческие муки. Мне хотелось бы, чтобы скульптура заставила каждого человека остановиться хотя бы на минуту и задуматься о трагедии войны. У композиции нет возвышенностей и ступеней. От них я отказался специально, чтобы каждый мог прикоснуться к воротам, пройти через них и почувствовать ужас и безысходность, которые здесь царили в те годы.

–  Ваш монумент – самая высокая бронзовая скульптура в Беларуси. Что было самым сложным при ее создании?

– Многие советовали сделать створки ворот в два раза меньше. Но я настоял на десятиметровом варианте. Скульптура отражает масштаб страшной трагедии, а так она просто-напросто потерялась бы в большом открытом пространстве. Три месяца мы с коллегами в экстремальных зимних условиях с утра до ночи лепили монумент из глины. Приходилось включать тепловые пушки, чтобы глина и мы не замерзли. На возведение огромной скульптуры высотой с четырехэтажный дом ушло 32 тонны глины и почти столько же бронзы.

– Откуда появился образ, который мы сегодня видим?

– Создавать эскиз начал в 2007 году. К работе готовился основательно: перечитывал военные книги, изучал архивные документы, побывал на других мемориальных комплексах. Из 20 работ мой проект выбрали семь лет назад на открытом республиканском конкурсе.

– Кто ваши учителя?

– После окончания Белорусской государственной академии искусств работал в творческих мастерских живописи, графики и скульптуры, которые возглавлял народный художник Михаил Савицкий. Многому научился у легендарного скульптора Льва Гумилевского. Когда решил участвовать в конкурсе, мне многие говорили, что я еще молод для такой сложной темы. Но я был уверен в себе. В создании образов мне помогли воспоминания Михаила Савицкого. Автор знаменитого полотна «Партизанская мадонна» прошел через ужасы концлагерей Дюссельдорфа, Бухенвальда и Дахау. Не раз слышал, как мою работу называли мрачной, пугающей. Но почему она должна быть красивой? Монумент стоит на земле, залитой кровью, и моя скульп-тура буквально кричит об этом. А еще мы с главным архитектором проекта Анной Аксеновой решили не делать лишних пристроек, поэтому перед памятником просто лежат гранитные плиты, а рядом – ровный газон. Зачем тревожить останки людей, погребенных в этой братской могиле на этом огромном поле.

– В вашем роду кто-нибудь воевал?

– На фронте сражались с врагом оба деда. К сожалению, сегодня их уже нет в живых. Знаю, что они больше всего хотели, чтобы дети, внуки, правнуки никогда не пережили кошмаров военных лет. Дед по отцовской линии видел мою работу. Врата его впечатлили, он говорил, что гордится мной.

МЕСТО СКОРБИ И БОЛИ

Тростенец – один из самых больших лагерей смерти в Европе. Занимает четвертое место по количеству жертв после Освенцима, Майданека и Треблинки. На его территории фашисты убили более двухсот тысяч человек из Беларуси, России, Украины, Польши, Австрии, Германии, Чехословакии, Франции. Мемориальный комплекс «Тростенец» объединяет несколько мест, где уничтожали людей: деревня Малый Тростенец, где содержались узники, урочище Шашковка – место сожжения узников и урочище Благовщина – место массового расстрела. Создание мемориального комплекса на месте трагедии велось под патронатом Александра Лукашенко.

СПРАВКА «СВ»

Константин Александрович Костюченко – скульптор, доцент кафедры скульптуры Белорусской государственной академии искусств.

Учился  в Академии изящных искусств во Флоренции. Обладатель престижных международных и национальных премий и наград в области скульптуры. Лауреат специальной премии Президента Республики Беларусь за создание монумента «Врата Памяти» мемориального комплекса «Тростенец». Соавтор памятника-бюста композитору Станиславу Монюшко, который установлен  на его родине в Червене.

Представлял Беларусь на Венецианском биеннале в 2011 году. Его работы выставлены в отечественных музеях современного искусства и в частных коллекциях Франции, Бельгии, Австрии, Италии.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter