Трость в помощь

В Минске лучшие условия для незрячих на Западе-4 и в Медвежино

Может ли незрячий человек самостоятельно ориентироваться в большом городе?

Какие ассоциации у вас вызывает слово «слепой»? Уверена, большинство представят образ нелепого Паниковского, размахивающего тростью и натыкающегося на прохожих. Или несчастного инвалида, не способного перейти на другую сторону улицы и постоянно жалующегося на нелегкую долю. Но это не так.

Незрячий человек ориентируется в пространстве ничуть не хуже зрячего. Вот только путеводителей и «подсказок» для них на улицах современных городов недостаточно. В этом убеждена Людмила Кулякина, председатель правления Советского районного отделения ОО «БелТИЗ» Минска. А чтобы это доказать, пригласила в гости Виктора и Наталью Жуковских из Молодечно. И предложила им самостоятельно добраться от железнодорожного вокзала до кафе в центре столицы, предварительно оплатив коммунальные услуги в банке. Вслед за супругами отправилась и я.

— Так нам будет проще идти в людском потоке, — говорит Виктор и достает складную трость белого цвета. — Наташа свою не брала — сказала, что будет держаться за меня.

Спускаясь по ступенькам в подземный переход, мужчина оступился и едва не упал. Говорит, рассчитывал на два пролета, а их оказалось три. Вот если бы последняя ступенька была шероховатая… На платформе метрополитена он резко сворачивает влево — и пара замирает в каких-то сантиметрах от края. Увы, поручень вдоль стены заканчивается вместе со ступенькой, а внизу лестницы нет никаких ограничителей.

— Здесь очень помогла бы рифленая поверхность или специальная наклейка, — комментирует Виктор. — Тогда за безопасность и жизнь слепого в метро можно будет не опасаться. В испанской подземке есть тактильные схемы, с которых пальцами можно читать информацию, изучать маршрут и даже выбрать нужную остановку.

Прохожие оборачиваются, но не понимают, что супружеская пара незрячая. Лишь молодой парень при выходе из метро придержал дверь и подсказал, в какую сторону идти. К сожалению, это был единственный человек, который понял, что кому-то нужна его помощь. В основном люди не замечали ни белую трость, ни ее обладателя, явно беспомощного в большом городе. Наташа призналась, что ей тяжело ориентироваться в подземке из-за громкого шума.

Выйдя из метро на проспект, мужчина едва не оказался под колесами автомобиля — проезжая часть здесь никак не огорожена. До филиала банка добрались без происшествий. Девушка-кассир поняла, что перед ней слепой, и очень быстро провела все расчеты. После банка — обед в пироговой «Штолле». Подобные посетители в заведении не редкость, и официанты знают, как правильно их обслужить.

За чашкой чая супруги рассказали о себе. Они вместе третий десяток лет. Сын Роман окончил торгово-экономический колледж, сейчас заочно учится в Белорусском институте права и работает менеджером. У него нет проблем со зрением, ведь и у Натальи, и у Виктора слепота приобретенная…

— Отсутствие зрения не повод запираться в четырех стенах, — убеждена Людмила Кулякина. — В общественном объединении инвалидов по зрению Советского района Минска на учете состоит 181 человек. Мы стараемся вести активный образ жизни, интегрируя инвалида в общество. Отдыхаем на природе, выезжаем за город, посещаем театры, концертные залы и филармонию.

Не замыкаются в себе и Жуковские. Наталья в основном занята домашним хозяйством, Виктор много путешествует и профессионально увлекается легкой атлетикой. Он мастер спорта международного класса, двукратный бронзовый призер Паралимпийских игр, двукратный чемпион мира и чемпион Европы. Оба собирают выключатели и розетки на дому. И даже разводят котов-экзотов. В родном Молодечно супруги ориентируются с легкостью, а вот в столице возникли трудности. Впрочем, как уверяет Виктор, он смог бы осилить основные столичные маршруты, но на это нужно несколько месяцев.

Проблема семьи Жуковских, увы, довольно типичная. В Беларуси порядка 20 тысяч незрячих, ежегодно их становится на две тысячи больше. Каждый из них в той или иной мере ощущает на себе все барьеры безбарьерной среды, в том числе и архитектурной. На дорогах республики недостаточно звуковых светофоров: даже в Минске их всего 20. Не хватает социальных такси, ограничителей, поручней и ограждений для проезжей части. Да и строительные нормы, обязывающие создавать условия для проживания инвалидов, рассчитаны в большей степени на колясочников. И все же в последние годы многое делается.

Например, в Могилеве на улице Циолковского появилось 10 новых светофоров и специальные дорожные указатели: «Осторожно, незрячий пешеход!». Установлены низкие бордюры, сглаживающие перепады между тротуаром и проезжей частью, желтые поручни с закругленными краями вдоль дороги, низкие светильники рядом с пешеходными дорожками, по которым в сумерках можно определить, где пересекать улицу. А в некоторых магазинах теперь есть кнопка для вызова сопровождающего по торговому объекту.

В столице наиболее благоприятные условия для инвалидов по зрению созданы в микрорайонах Запад-4 и Медвежино. На новых станциях метрополитена уже укладывают шероховатую плитку.

— Но самое главное, — уверен Олег Шепель, председатель центрального правления ОО «БелТИЗ», — то, что незрячий человек не остается за бортом жизни. В Беларуси сохранилось 12 предприятий и 5 филиалов, на которых работают 2500 человек с ослабленным зрением. Любой желающий может сюда трудоустроиться и даже получить место в общежитии. Наши клубы по интересам, хоры и спортивные секции всегда открыты для тех, кто ведет активную жизнь. Пусть даже с тростью.

На снимке: Виктор и Наталья ЖУКОВСКИЕ не растерялись в большом городе, но столкнулись с типичными проблемами.

Фото: Елена КАБАНОВА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter