Учитель Руслан Шайкин стал национальным защитником дикой природы

Тропою сокола

Почетное звание «Защитник дикой природы Беларуси — 2019» от глобальной природоохранной ассоциации BirdLife International в этом году получили трое белорусов. Среди них Руслан Шайкин. Директор исследовательско-просветительского учреждения «Центр экологического воспитания и развития», автор множества книг и публикаций о птицах в частности и дикой природе вообще. Инициатор создания заказника «Соколиный» под Минском и… простой учитель.


Ребята так решили

Когда Руслан молодым специалистом только-только пришел работать в Мачулищанскую среднюю школу, птицы были всего лишь хобби.

— В классах мы не сидели. Ходили на экскурсии, в походы, исследовали. Как-то нашли поселение соколов-пустельг. Жили они на соснах. Не то чтобы это какой-то исчезающий вид, в нашей стране пустельги проживают повсеместно, но в Красную книгу занесены. Для спасения этой колонии решили создать заказник. Свою причастность к этой идее должны были прочувствовать и дети. Для начала мы создали небольшое детское движение в защиту этих птиц. Но проблема заключалась в том, что территория нашего заказника — маленький, чудом сохранившийся участок соснового бора — находится по соседству с населенным пунктом. Рядом ходят люди, поэтому многие нам говорили, что ввести и поддерживать здесь природоохранный режим удастся вряд ли. Тем не менее от затеи мы не отказались. Подготовили заявку на поддержку проекта, получили небольшой грант, за счет которого удалось сделать научно-технико-экономическое обоснование этого заказника, провести встречи-обсуждения с местными жителями.


Старшеклассники в это время писали исследовательские работы по «Соколиному», выступали с ними на республиканских и международных конференциях. Трое школьников даже стали лауреатами специального фонда Президента по поддержке одаренных учащихся и студентов. Помогали и специалисты из научно-практического центра по биоресурсам НАН, и природоохранная организация «Ахова птушак Бацькаўшчыны».

Где поет зарянка

Местному населению идея тоже пришлась по душе. Подобралась группа инициативных людей. Работы для них в заказнике, к слову, было хоть отбавляй: убрать территорию, высадить редкие, занесенные в Красную книгу растения, сплести гнездовые корзины для соколов и сов. (Оказывается, соколы и ушастые совы не строят гнезд, и если корзин не будет хватать, то птицы просто переселятся в города — на балконы, чердаки, в щели, ниши...)


— Да, соколов в пределах больших городов становится немного больше. Но нужно понимать, что испокон веков они жили на деревьях. И именно это естественная, дикая популяция, которой мы бы не хотели лишиться со временем, — объясняет учитель Шайкин.

Орнитологам-любителям на заметку. Руслан точно может сказать, в какое время нужно приехать в «Соколиный», чтобы гарантированно увидеть здесь пустельгу. Для этого он каждый день — два года подряд! — проходил по одному маршруту и записывал всех замеченных птиц, чтобы затем вывести так называемый «коэффициент встречаемости».


— Эта методика отличается от стандартных орнитологических. Ее даже не все специалисты принимают, поскольку для них нужно знать количество видов и особей, а также плотность популяции. Но нам для популяризации это неважно. Для нас большее значение имеет, к примеру, одна пара поползня, но которую мы точно увидим во время каждой прогулки. Будем знать, где этот поползень живет, как выглядит, какой голос подает.

В заказнике нынче проживают 10 — 12 пар пустельг. У них всего 2 пика активности — с конца марта до середины апреля и июль. Еще одна специфика «Соколиного»: любой педагог, который хочет показать детям краснокнижного сокола, может взять путеводитель по заказнику и приехать с экскурсией, прогуляться по экотропам. Их здесь две — собственно соколиная, где птиц можно изучать по голосам, а также общеэкологическая.


— Концепция такова. Если в каком-то месте на тропе живет зарянка, то она оттуда никуда не денется, там же и будет постоянно петь. В таких местах вешается табличка. Мы можем там даже экскурсии не водить. Люди ходят, смотрят, запоминают. За эту разработку я получил диплом Министерства образования. А в прошлом году и диплом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды как лауреат конкурса «Лучший общественный эколог Беларуси».

Зеленые классы

Уже не первый год в Минске по инициативе Руслана успешно развивается проект «Зеленые классы белорусской столицы». Они создаются непосредственно возле экотроп, которые, как считает учитель, должны работать как образовательные центры для детей:

— Мы хотим разработать полноценную программу, утвердить ее в министерстве и выпустить к ней отдельное пособие. Этакий путеводитель по растениям, птицам. Пока же программа пилотная. Апробируем, что идет, а что нет. Большая часть наших занятий проходит как раз на природе. А ее торопить и спрогнозировать нельзя.


В зеленых классах сейчас обучаются около 150 детей. Их число планируется довести до 500. Но нет оценок, домашних заданий. Каждый занимается тем, что ему интересно, только в пределах темы. Руслан считает: обычный учитель здесь работать не сможет. Нужен с «зажигалочкой». Чтобы ребята восторгались.

КСТАТИ

А еще Руслан Шайкин принимал активное участие в основании экотропы «Город птиц», которая обустроена в урочище Серебряный Лог возле Лошицкого парка. Маршрут проходит через заболоченный участок, где есть поваленные деревья, пеньки и самое важное — несколько краснокнижных видов птиц.


— Работаем целой командой. Нам помогали и «Минскзеленстрой», и Минский леспаркхоз. Мы хотим сделать мостик через ручеек, а также выход к реке Свислочь, чтобы можно было с детьми прийти и прямо сачком поймать каких-нибудь водных обитателей. Установить камеры в самих гнездах, чтобы каждый человек мог через телефон поймать сигнал и посмотреть, что там птицы делают. Оборудовать стенды QR-кодами, чтобы можно было прослушать онлайн-экскурсию.

Многое сейчас зависит от того, насколько такая проектная идея будет поддержана. Предварительное добро от Глобального экологического фонда уже получено.

demeshko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter