Тропой контрабандиста.

Как найти преступника в полесской глуши?

Как найти преступника в полесской глуши?

У  пограничников Пинского пограничного отряда работы хватало всегда. Леса и болота, густо расположенные на границе Беларуси и Украины, буквально испещрены тайными тропами контрабандистов. За девять месяцев количество материальных ценностей, перемещенных через границу незаконно, по сравнению с прошлогодним показателем выросло на 75 процентов. Впрочем, эта цифра свидетельствует скорее о том, что у контрабандистов становится все меньше шансов доставить нелегальный товар через белорусскую границу. Вызвано это в первую очередь выставлением на государственной границе новых подразделений. За тем, как охраняется “зеленая” граница двух сопредельных государств, наблюдал корреспондент “НГ”.

Остановка по требованию

Пинский пограничный отряд охраняет участок границы протяженностью около 300 километров. Это Кобринский, Столинский, Ивановский, Пинский и Дрогичинский районы — территория более чем внушительная. На каждом из участков свои особенности. Однако объединяет всю охраняемую территорию одно: заболоченная, лесистая местность, по которой контрабандисты незаметно пытаются провезти свои грузы.
Два месяца назад в Столинском районе нелегальные перевозчики переправляли через границу огромную партию одежды. Нарушители не остановились по требованию пограничников и решили скрыться. Один из контрабандистов несколько километров ехал на дисках (покрышки полностью истрепались на проселочной дороге). Остановила его только трясина: машина застряла в вязкой каше. Все товары были переданы в Пинскую таможню, их стоимость составила 120 миллионов рублей.  Таких историй пинские пограничники знают предостаточно...

Следы на песке

Мобильная пограничная застава отдела пограничной службы “Пинск” была создана совсем недавно. Небольшой домик-вагон, вольер для служебной собаки, гараж, шлагбаум — вот, пожалуй, и все, чем оборудовано место, где несут службу стражи границы. Застава расположена неподалеку от деревни Невель, в сорока семи километрах от Пинска.
— Работать здесь нелегко, — говорит заместитель начальника заставы Александр Мацкевич. — Кругом непроходимые болота, леса, две реки, так что за территорией наблюдать сложно.
Впрочем, помогают местные лесники, которые подсказывают пограничникам тропинки, по которым можно добраться в любую точку участка. Непросто объехать территорию и на машине, ее швыряет из стороны в сторону, так что нашему водителю, солдату-срочнику, приходится нелегко. В лесу замечаем людей с пилами, рядом стоят повозки. Судя по всему, здесь идет заготовка древесины. Александр подходит к одному из лесорубов. Оказывается, это лесники, которые работают здесь легально. Проезжаем немного вперед, выходим из машины.
— Вот эта просека уже на территории Украины находится, — говорит Александр. — Здесь все сделано для того, чтобы увидеть следы нарушителей границы. Под ногами песок, так что разглядеть следы не составит большого труда.
И впрямь: недавно здесь проехала повозка. Правда, на белорусской территории следов нет, так что речь о нарушении не идет. Впрочем, часто на гужевых повозках действительно перевозят крупные партии контрабанды.
— Недавно пограничники получили оперативную информацию о том, что через границу пытаются нелегально перевезти около сорока коробок женских сапог, — рассказывает начальник пресс-службы Пинского пограничного отряда Михаил Бут-Гусаим. — Обычно контрабанду передают через границу всего за несколько минут. С украинской стороны подъезжают машины, местным жителям платят деньги за то, что те помогают перенести товары. Работают злоумышленники слаженно... В тот раз стоимость товара составила более пятидесяти миллионов рублей.
Следы — это не единственное, что позволяет пограничникам разглядеть путь контрабандистов. Многое можно заметить, взглянув на колею дороги. Прежде чем пустить машину с то-
варом, злоумышленники прокладывают путь: на болотис-
тых участках кладут бревна, по которым сможет проехать транспортное средство, укатывают дорогу.
— Если это замечают пограничники, к работе приступают оперативники, — говорит Михаил. — Они узнают, куда ведет тропинка. Затем выставляются усиленные наряды. Помогают и служебные собаки, которых пускают по следу...

Беларусь — Украина — Беларусь

Впрочем, одним из самых тяжелых участков считаются не леса и болота, а как раз асфальтированная дорога. Правда, не совсем обычная...
— Трасса ведет к деревне Семиховичи, — рассказывает офицер управления Пинского пограничного отряда Сергей Жилинский. — Ее особенность в том, что в этом месте в Беларусь врезается участок украинской территории, который прозвали “аппендицитом”. Получается, что водитель почти три километра едет по Украине, а затем вновь заезжает в Беларусь. Контрабандисты облюбовали это место, потому что здесь можно абсолютно “безболезненно” подогнать машину к границе и сгрузить товар.
Как только контрабандисты открыли такой удобный канал, многие из них начали строить дома в Семиховичах. Правда, возведение коттеджей быстро завершилось: всю малину испортила появившаяся неподалеку мобильная застава. Кроме того, чтобы пресечь провоз контрабанды, было принято решение о том, что “аппендицит” граждане Беларуси обязаны проезжать не останавливаясь.

Мясная контрабанда

Большое беспокойство для пограничников создают жители украинских приграничных деревень. Многие из них живут достаточно бедно, так что единственное место, где они могут заработать, — лес. В конце лета украинцы отправляются за клюквой, а зимой пытаются заниматься заготовкой древесины. Так и живут... Только вот беда: леса, богатые ягодой, находятся на территории Беларуси.
— Ходят к нам за клюквой целыми семьями, — рассказывает Михаил Бут-Гусаим. — Очень часто на сбор дикоросов отправляются дети. В лесу сборщики оборудуют специальные шалаши. Спиливают деревья, кладут стволы вблизи “жилища” и поджигают. Так и греются...
Лакомым кусочком для украинских контрабандистов становятся не только ягоды, но и крупный рогатый скот. Востребовано мясо на территории страны потому, что в приграничных деревнях южных соседей прекратили свое существование колхозы. Потребность в мясе ощутима... Конечно, гнать животных через леса и болота весьма затруднительно, а вот разделанные туши расходятся в Украине на ура.
Злоумышленники, перевозящие мясо, порой настроены очень агрессивно. Так, в одной из деревень пограничники остановили две гужевые повозки, груженные говядиной. Стали перегонять их на пограничный пост. Однако путь им преградила группа неизвестных. Они попытались распрячь лошадь. Пришлось сделать предупредительный выстрел в воздух, после чего злоумышленники скрылись. Правда, через несколько дней их задержали.
— В последнее время контрабандисты стали появляться на участке Пинского пограничного отряда намного реже, — говорит Михаил Бут-Гусаим. — Нашим сотрудникам удалось наладить работу и эффективно пресекать попытки незаконного перемещения материальных ценностей. Однако расслабляться не стоит: каждая тропка должна быть под постоянным контролем.

КСТАТИ

Ситуация в районах

Кобринский район
Характеризуется перемещением партий товарно-материальных ценностей: трикотажа, ликеро-водочных изделий, сельхозтехники, крупного рогатого скота. Трикотаж, сигареты и спиртное контрабандисты пытаются доставить в Беларусь, а вот сельхозтехника и крупный рогатый скот переправляются в Украину.

ДРОГИЧИНСКИЙ район
Обстановка схожа с ситуацией в Кобринском районе, но следует учитывать, что здесь более лесистая, заболоченная местность. Кроме того, на территории района расположено озеро. Так что попытки перевоза контрабанды осуществляются не только сухопутным способом, но и по воде. Отмечаются случаи перемещения техники и трикотажа.

Ивановский район
Здесь имеется хорошая автомобильная дорога и международный пункт пропуска “Мохро-Дольск”. А это хороший ориентир для контрабандистов. Выявляются попытки провоза товаров народного потребления.

ПИНСКИЙ район
Наиболее протяженный участок в ведении Пинского пограничного отряда. Имеет большое количество заболоченных участков и рек. Главный проблемный участок — “аппендицит”. Почти три километра украинской территории вновь сменяются белорусской. Это на руку контрабандистам, которые подгоняют транспорт с кладью к границе и сгружают товары на территорию соседнего государства. Граждане Беларуси обязаны проезжать через этот участок без остановки.

СТОЛИНСКИЙ район
На территории района два пункта пропуска: автомобильный и железнодорожный. Наиболее проблемный участок — Полесский лесхоз. Контрабандисты пытаются перевезти через границу ткани, ликеро-водочные изделия, запчасти к скутерам, телевизоры. Кроме того, сюда приезжают собирать лесные ягоды.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter