Тропой Адама

Минск и Вильнюс связывает не только нитка шоссе. Нас связывает время.
Минск и Вильнюс связывает не только нитка шоссе. Нас связывает время. Когда–то мы жили вместе, когда–то разошлись, но время, а значит, и земля, всегда оставались для нас чем–то неделимым. Сегодня мы спорим, на чьей территории находится центр Европы, но по–прежнему ходим друг к другу в гости. Как соседи завидуем чужим успехам, как соседи ругаемся, чтобы потом поженить своих детей. Так и живем. И, наверное, не случайно разница во времени между Минском и Вильнюсом существует только полгода — вторые полгода время у нас совпадает.

Молодые минчане Ирина и Николай Кунцевичи светятся от счастья. Вместе с друзьями они проводят романтический уик–энд в отеле «Центрум». «Мы никак не ожидали такой сказки, — говорит Ирина, работающая веб–дизайнером в одной из минских фирм. — Я прям, как Золушка, села в карету и прибыла на бал. Вильнюс — это недалеко и недорого».

Честно признаюсь, что сам я в первый раз в литовской столице. Но раньше кто только мне ни рассказывал, как в советское время рвался сюда, чтобы ощутить запах Запада, смешанного со вкусом красного пива и кумписа. Так в узких лабиринтах Вильнюса принято называть хорошо нам знакомый копченый кумпяк, и я подумал, что надо бы его обязательно попробовать.

«А вот мы приехали в Литву отнюдь не за едой, — Ирина стреляет глазами с таким ожесточением, словно пытается обвинить собеседника в чревоугодии. — Недавно сыграли свадьбу, вот папа с мамой и постарались. Дали по 100 евро, говорят, съездите, посмотрите. Заодно и отдохнете». «И как, получается?» — стреляю в ответ. «Вечером вчера выпили шампанского, а потом чуть не заблудились. В городе». Ну я–то понимаю...

Друзья предупредили, что, приезжая на выходные в Вильнюс, важно помнить о двух вещах: во–первых, местные банки, как повсюду в Европе, не работают в субботу и воскресенье, а потому, имея желание познать этот город с разных сторон, важно позаботиться об этом заранее. Потом можно идти гулять, и здесь уже вступает в силу второе предостережение — не заблудиться. Вильнюс, конечно, можно познавать без карты, но это будет трудно, и скорее у вас отвалятся ноги, чем вы найдете домик, из которого Адама Мицкевича посылали в Сибирь. А так — интересно. Каждый дом, каждый камень — живая история в том числе и Беларуси...

Впечатления усиливают почти нечищенные улицы. Как в далекие времена, по старому городу можно ходить и проваливаться в сугробы, а если на вашем пути вдруг попадется горочка ну скажем, к башне Гедиминаса, то с нее легко и кубарем скатиться. В общем, редкие на улицах Вильнюса пешеходы протаптывают тропинки, а я с плохо скрываемым удовольствием вспоминаю отдраенный до блеска Минск. Им бы Михаила Яковлевича Павлова — узнали б, где раки зимуют!

Трудно отделаться от минских дум и при взгляде на, пожалуй, главную достопримечательность Вильнюса — Кафедральный собор. «Это жертва экспериментов архитекторов и реставраторов», — говорит мой знакомый Витаутас Чеснаускис. После того, как литовский князь Миндаугас построил его в середине XIII века в традиционном для того времени готическом стиле, собор неоднократно горел, разрушался завоевателями и каждый раз восстанавливался заново, исходя из новомодных архитектурных течений. Так в нем Ренессанс смешивался с барокко, а потом в этот гремучий коктейль добавляли классицизма.

Впрочем, Вильнюс может и удивить. Удивить невесть откуда взявшейся лондонской телефонной будкой, испанской винной маркой на вывеске самой модной кафешки или двойным тарифом, который возьмет таксист за дорогу от ультрасовременного городского торгового центра «Европа». Я спрошу у него: «Почему?», а он ответит: «Так повсюду в Европе».

Говорят, что летом Вильнюс утопает в зелени. Не знаю — не видел. А вот то, что зимой в нем нельзя ступить и шагу, чтобы не наткнуться на кафе, ресторан или ночной клуб, подтверждаю. В одном из самых модных заведений — «Метелице» — дают стриптиз и бесплатную водку. Хочешь — пей, хочешь — танцуй. Нравы свободные, даже очень. Не в каждом минском клубе встретишь такое количество людей, желающих релаксировать под музыку группы «Рефлекс». Посмотрев на них, я уже ни за что не поверю, что в Литве зажимают русских или русский язык. Несколько коробит только то, что слово «девки» в «Метелице» никого не настораживает и тем более не оскорбляет. В лексиконе русских литовцев это нормальное обращение к женщинам.

Бывшая улица Ленина — теперь проспект Гедиминаса. В начале марта он перекопан в нескольких местах. Машина не проедет. Теперь это пешеходная зона. Фасады старинных зданий утыканы бутиками самых известных фирм. Дома–то старые, а начинка новая. Недалеко от президентского дворца можно найти кафе, в котором всем посетителям показывают несколько «городских слоев». «Вот это — XIV век (так, по крайней мере, кажется), вот это — XIX, а вот это наши цепеллины, может, попробуете», — владелец заведения уже держит перед собой порцию ароматных картофельных клецок с начинкой. Обжорство «идет» по цене 30 литов плюс, конечно, напитки.

«Наш город стал модным местом отдыха, — таксист, взявшийся подвезти меня от ресторана, как будто бы и не понял вопроса насчет двойной таксы. — Те, кто раньше ездил в Ригу или Таллин, сегодня предпочитают Вильнюс. Дома отделали, магазинов понастроили, ресторанов, клубов пооткрывали. Что еще надо! Знаете, сколько из Москвы людей приезжает сюда на Новый год? Целые поезда».

На следующий день встречаю директора по маркетингу сети отелей «Центрум» Артураса Вайнору. Правду ли говорил таксист? «Да, — отвечает. — Более того, у нас и на лето уже почти нет свободных мест». Приезжают в Вильнюс пока в основном немцы, поляки, финны. Все больше россиян и белорусов. Наши люди, кстати, почему–то предпочитают романтическим так называемые SPA–уик–энды. Это когда романтика еще и хорошенько сдобрена массажем или пилингом всего тела.

Из некоторых номеров четырехзвездочного отеля «Артис», входящего в эту сеть, можно запросто махать рукой литовскому президенту. Вот только бы вспомнить за всеми этими отставками–импичментами, как его зовут... Артурас улыбается и говорит, что в таком случае любому постояльцу поможет компьютер с бесплатным выходом в Интернет. Он есть в каждом номере. «Идея пришла к нам из Таллина. Там в отеле «Центрум Юникстэй» в ресторане практикуют даже интерактивное шоу».

Спрашивается, почему я еще не был в Таллине?!
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter