Тропа за кордон

Операция по удалению из России дешевого зерна удаласьВ сентябре – октябре Россия, по данным ФАО и Международного совета по зерну (МСЗ), оказалась на первом месте в мире по темпам роста экспорта зерна, в том числе кормового. Причем до 80 процентов его закупок осуществили офшорные компании, а не государства-импортеры. Экспортная спешка обусловлена, похоже, введением с 12 ноября высоких пошлин на вывоз российского зерна.

И еще характерный факт: свыше половины этих закупок – фьючерсные контракты с теми же компаниями, подписанные  еще весной и в июне 2007 года. Но именно на сентябрь – октябрь приходятся максимальные темпы  роста розничного удорожания продовольствия и импорта продуктов животноводства. Случайные или закономерные совпадения?..
Как полагает аналитик МСЗ Рональд Грэйвз (Канада), «не исключаю, что осуществляются целенаправленные действия по вымыванию из РФ зерна, с тем чтобы побудить ее ввести минимальные пошлины на импорт  продовольствия, особенно мяса, и тем самым выполнить  требования многих стран – членов ВТО по уровню импортных пошлин на сельхозпродукцию. А заодно понизить конкурентоспособность сельского хозяйства и пищевых отраслей России. Аналогичные мероприятия проводились в разные годы против производителей зерна или мясосырья КНР, Южной Америки, некоторых стран Африки».
По мнению этого эксперта, «благодаря сравнительно дешевым российским поставкам несколько снижается уровень среднемировых цен на зерно, что выгодно всем импортерам и крупным экспортерам, ибо благодаря умеренным ценам повышаются объемы закупок зерна и у Канады, США, Австралии, Новой Зеландии, Южной Америки».
Российское зерно вывозится в дальнее зарубежье, как и прежде, преимущественно по демпинговым ценам, что и понижает средний уровень цен в мире. Зато рентабельность экспорта зерна из РФ минимум втрое больше в сравнении с его сбытом на внутрироссийском рынке – ввиду сверхвысоких в сравнении с внутрироссийским рынком мировых цен. Причем эту разницу зарубежный агробизнес старается поддерживать еще со времен Российской империи. А закупают российское зерно главным образом офшорные или посреднические компании, делегированные транснациональным агробизнесом (а не сами государства-импортеры).
Что же касается высоких пошлин в РФ на зерноэкспорт, они, как считают многие  специалисты, приведут не столько к сокращению легального экспорта, сколько к удорожанию зерна и продуктов его переработки на внутреннем рынке, чтобы компенсировать издержки от «недоэкспорта». И соответственно – к росту объемов нелегального  вывоза зерна в дальнее зарубежье.  
По данным статистики, только в октябре из Ростовской области продано за границу – преимущественно зарубежным компаниям-посредникам – свыше 860 тысяч тонн зерна, включая 50 тысяч тонн  фуражного. В целом это 25 процентов объема  экспорта зерновых из области, достигшего  почти трети зерноэкспорта общероссийского.
Между тем в большинстве животноводческих хозяйств той же области начиналось вырезание скота и свиней, в том числе племенных, т.е. воспроизводственного поголовья, ввиду дороговизны фуража и его дефицитности. Что, в свою очередь, приводит к падению закупочных цен на молочное и особенно мясное сырье. Схожая ситуация в зерновом хозяйстве и животноводстве складывается едва ли не во всех субъектах Федерации.
Напомним: 10 октября 2007 года премьер-министр В.Зубков подписал постановление №660, согласно которому экспортная пошлина на пшеницу и меслин устанавливается в 10 процентов таможенной стоимости, но не менее 0,022 евро за 1 кг, а на ячмень – в размере 30 процентов, но не менее 0,07 евро за 1 кг. Зато уже втрое снижены пошлины на импорт молочной продукции, существенно понижены или вскоре понизятся пошлины на импорт других сельхозпродуктов. Ну и где же результаты приоритетного нацпроекта в сфере АПК, где  часто обещаемая государством ставка на отечественного сельхозпроизводителя? Стало быть, упомянутый канадский эксперт  прав?
По оценкам Минсельхоза РФ, в общем балансе внутрироссийского потребления мяса и мясопродуктов доля импорта к ноябрю уже превысила 55 процентов и вскоре наверняка достигнет 60–65 процентов. Зато по экспорту зерна из РФ – похожие темпы.
Как отмечено в рекомендациях состоявшегося в конце сентября «круглого стола» Совета Федерации по проблемам зернового хозяйства России, «наличие значительного теневого оборота зерна и продуктов его переработки и малоконтролируемый государством крупномасштабный зерновой экспорт приобрели настолько широкие масштабы, что отдельные  разрозненные и несвоевременные попытки государства регулировать зерновой рынок пока не дают ощутимого эффекта для развития зернового хозяйства. Наряду с регулированием экспорта зерна необходимо стимулировать внутренний спрос на сельскохозяйственную продукцию и  за счет развития отечественного животноводства, ограничив проникновение на внутренний рынок России сельскохозяйственной продукции по демпинговым ценам...»
Как полагает доктор экономических наук  Игорь Невелин, «российский экспорт часто происходит вопреки потребностям России, как и бывшего СССР, в зерне, поэтому он сопровождается падением животноводческого поголовья и общим удорожанием продовольствия в РФ. Что неизбежно ведет к росту российского сельхозимпорта, особенно мясопродукции.
Но одновременно Россия вынуждена снижать пошлины на импорт разнообразных агропродуктов в угоду зарубежным экспортерам. Получается так, что в разгар сельхозсезона правительство сопротивлялось зарубежным требованиям снижать  пошлины, но осенью у него появились весомые аргументы для удовлетворения таких требований».
Трудно не согласиться с мнением председателя комитета по аграрным вопросам парламента Ставропольского края Александра Шиянова: «Реализация нацпроекта по АПК показала, что Россия с ее громадными площадями пахотных земель и избыточным производством зерна в скором будущем сможет обеспечить свои потребности в сельхозпродукции. Чтобы этого не допустить, была проведена крупномасштабная операция по вывозу из РФ зерна по ценам, превышающим прошлогодний уровень в 2-2,5 раза. Зерно, в том числе кормовое, через подставные фирмы  активно вывозилось из страны. А поскольку Кубань и Ставрополье первыми в стране начинают жатву, это там и началось. Но закупочные цены на животноводческую продукцию остались, и не только в этих регионах, на уровне прошлого года. Как следствие, крестьянам стало невыгодно выращивать скот и свиней, и начался массовый «сброс» поголовья, приведший к быстрому росту мясо- и молокоимпорта».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter