Корреспонденты «СГ» вышли на весеннюю фотоохоту на знаменитые Выгонощанские болота Брестчины

Тропа спасения

Корреспонденты «СГ»  вышли на весеннюю фотоохоту  на знаменитые Выгонощанские болота Брестчины
ПРОШЛОГОДНЯЯ засуха ударила не только по полям –  торфяниками тоже досталось. Еще одно такое лето без дождей, и мы можем столкнуться с непоправимыми явлениями, считает директор республиканского заказника «Выгонощанское» Сергей ГАБЕЦ (на снимке). Причем флоре и фауне угрожает не только высыхание, но и натиск чужеродных захватчиков… Заглянуть в настоящее и будущее уникальных болот и встретить приход весны с непривычно рано прилетевшими птицами корреспонденты «СГ» отправились на Брестчину.

Чудо-рыба на древних озерах


Ежегодно наблюдать за перемещениями крылатых обитателей в заказник приезжают более 100 иностранных наблюдателей  и около 1,5 тысячи белорусов. Расположен он на границе Ганцевичского, Ивацевичского и Ляховичского районов. В свое время вся эта земля, вероятно, была одним большим водоемом, больше напоминающим пресное море. За 8 тысяч лет с 500 квадратных километров площадь, покрытая водой, как шагреневая кожа, стянулась до 36. Большая часть озера превратилась в болото или была осушена.

Настоящее сердце здешних мест – Выгоновское. Не зря в свое время здесь обустроил дачу Петр Машеров — сейчас здесь лесоохотничье хозяйство «Выгоновское» Национального парка «Беловежская Пуща». Как раз в день нашего приезда промысловикам хозяйства улыбнулась удача – всего за несколько часов заполнили лодку толстолобиками. Вес каждого по 8—10 килограммов! 


Но наша главная цель на сегодня – увидеть болото, оживающее именно весной. В апреле-мае оно становится настоящим объектом паломничества для туристов. Был курьезный случай, вспоминает орнитолог Александр Иванов, когда в «Выгонощанское» пожаловал владелец крупной птицефабрики из Италии, специализирующейся на утках.  Оказалось, ему надоело ходить на охоту… по асфальтированным дорожкам.  

Что ни шаг, то чужак


У входа на экологическую тропу, ведущую на остров посреди болота, Сергей Габец просит не спешить и демонстрирует свежие следы косули и кабана. В десятке шагов снова необычный узор на земле – здесь пробежала енотовидная собака. Позже на канале издалека мы увидели выдру… А лисица и вовсе поначалу сидела у дороги, по которой мы проезжали на машине, и не думала давать деру. Не спеша рыжая бестия стала отходить на «дальние рубежи».


— Мелкие хищники – настоящее бедствие для многих видов птиц, особенно редких, — с досадой машет рукой директор . – Они поедают яйца всех видов пернатых, что гнездятся на земле.

Особенно зверствует енотовидная собака. Охотники не ценят ее мех, и потому отстреливают редко. Однако эта «переселенка»  из Уссурийского края чувствует себя вольготно даже в некоторых деревнях, а в год приносит до четырнадцати щенков. Между тем тетерев, глухарь, куропатка у нас даже в охраняемых местах практически исчезли.



Лютует и американская норка – еще один инвазивный вид, вытеснивший норку европейскую. А уже около десяти лет на крупнейшем болоте страны специалисты не встречали живую болотную черепаху – вид, занесенный в Красную книгу. Видели изуродованные панцири без лап.

— Спасение обитателей болота зависит не только от биотехнических мероприятий, которые мы проводим: к примеру, вывешиваем дуплянки и искусственные гнезда, подкармливаем копытных, — делится своими опасениями Сергей Владимирович. – Помочь птицам в первую очередь могли бы охотники. Пресс мелких хищников нужно ослабить, уменьшив их численность.

Орнитолог Александр ИВАНОВ: «В здешних местах водится около 250 видов пернатых».

Та же норка терроризирует и местных жителей – в окрестных деревнях практически невозможно держать кур: в сараи забираются «нежданные гости» с острыми когтями и душат их. Вот вам и секрет американской «чупакабры»… Более того, местные сельчане рассказали, что не так давно в деревне Великая Гать на ферму с телятами не побоялась забраться волчица.

— Сейчас многие сельчане жалуются, что рыбы в реках и озерах стало намного меньше, — говорит эколог. – А ведь все взаимосвязано. Малые извилистые реки в свое время преобладали на территории нашей страны. По их берегам было множество нерестилищ. Когда их выпрямили,  всю икру смывало — и численность рыбы упала.

Хранители  болот


Едем дальше — к уникальной обзорной точке: слева непроходимые топи, отделенные от поля мелиоративным каналом, справа – поля, над которыми вдалеке кружат орланы-белохвосты. Ни человека, ни зверя — необычайно прозрачная тишина.


— В последнее время закрывают сельские школы, здания пустуют, — продолжает знакомить с «местностью» директор заказника. – А почему бы не приглашать сюда подростков в теплое время года, показывать природу… 

Правда, горожане далеко не всегда ведут себя как приличные гости, попадая в заказник. По осени в день на Выгонощанское болото устремляется по 200—300 сборщиков клюквы. И если сельчане стараются весь мусор за собой убрать, «пришелец» из города и бутылку может бросить на кочку, и сигарету… А работников заказника немного – и на помощь им часто приходит местный люд. Некоторые получили статус общественных инспекторов охраны природы, другие – «хранителей болот». Один из них – житель деревни Выгонощи Михаил Лукашевич. Он объясняет правила:

Хранители болот из деревни Выгонощи.

— Не руби в лесу лишнего: сломал – забери. Идешь за клюквой – а в болоте лежит масса полиэтиленовых бутылок. Убираем и свои, и чужие. Если увидим, что кто-то оставляет хлам, – обязательно пристыдим. Хорошо, что с недавних пор к нам в деревню стали приезжать заготовители вторсырья – я, к примеру, недавно сдал им целый мешок пластика.

Упрямый лось


От пункта наблюдений плывем по каналу вместе с орнитологом Александром Ивановым подкармливать копытных минералами на специально устроенные солончаки. По берегам – много стружки, здесь явно точили зубы бобры. 


Вес толстолобика в Выгоновском озере достигает 30 килограммов

Как заметили сотрудники заказника, стоило более мелким оленям поселиться в новой местности – они тут же вытеснили лосей в болото. Был примечательный случай: прекрасно плавающий сохатый все же однажды застрял в топком месте. Из болота пришлось тащить его вдесятером!  Однако, оказавшись на земле,   упорное животное почему-то не пожелало потрусить к лесу, а развернулось – и снова четырьмя копытами в трясину. 

Из-под воды на поверхность поднимаются пузырьки. Рыба? Специалист советует приглядеться. Если они идут полосой – возможно, это бобер «прыгает» по дну, загребая лапами ил. Когда выгружаемся на берег, нас просят быть осторожными — левая и правая «ноги» у деревянных мостков основательно подпилены зубастыми строителями. И тут над нашими головами появляется действительно редкий гость. Серый журавль! Камера на изготовку — и, затаив дыхание, следим за плавным полетом «разведчика», возвратившегося с зимовки.  

yasko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter