В Республиканском театре белорусской драматургии прошла премьера спектакля "Пакуты ад здаровага сэнсу"

Тролли нашего городка

Современная семья по–прежнему находится в оптическом прицеле современных авторов. Оптика запотела от долгих раздумий: по каким отдельным недостаткам еще ударить? Не найдя ничего нового, ударяют по тем же, что и раньше: душевная черствость, властность, навязывание чужой воли ближнему.

Фото предоставлено пресс-службой Республиканского театра белорусской драматургии
В Республиканском театре белорусской драматургии прошла премьера семейной истории «Пакуты ад здаровага сэнсу» по пьесе российского драматурга Сергея Руббе «Муки здравомыслящих». Под романтическую музыку Эдварда Грига художественный руководитель РТБД Александр Гарцуев разворачивает перед зрителем историю о том, как мать, отец, соседи и друзья пытаются наладить личную жизнь 29–летней интеллигентной учительницы Алины. Хотя у той нет поводов и причин начать жить счастливо. Мать, которую остро и гротескно играет Галина Чернобаева, и меланхоличного задумчивого отца–музыканта (Константин Воронов) вряд ли можно назвать гармоничной парой. Видя их несчастный тандем, на саму Алину нападает морок. Добросовестно проверяя сочинения своих учеников, она вся растворяется в профессии. Отец так ни разу и не заиграет в спектакле на скрипке — его музыка в доме не нужна. А ведь он так мечтает исполнить «Песню Сольвейг». Видимо, и в коллективе филармонического оркестра он тоже не хватает звезд с неба: коллеги устраивают над ним розыгрыш с фиктивным приглашением на радиоэфир в программу «Гордость нашего народа». Режиссер, расширяя пространство пьесы, многое добавил в нее, ввел наши реалии, например «Минск–Арену», насытил литературными каламбурами. Все для того, чтобы зритель испытывал радость узнавания, понимал, что герои истории вполне могли бы жить среди нас, быть соседями по лестничной клетке или коллегами. Ведь все рассказываемое драматургом Руббе в общем типично. Но в отличие от многих современных чернушных пьес «Муки здравомыслящих» не переходят какую–то моральную черту, автор относится к своим героям с симпатией и, как может, жалеет. Больших внутренних изменений ни с кем из героев не происходит. Может быть, только больше желчи появляется в главной героине, и глаза у отца–скрипача становятся еще более тоскливыми, как говорила героиня одного советского фильма, «как у больной собаки». Фраза эта из кинокартины «Вам и не снилось...», где в параллельной сюжетной линии мать также хотела устроить семейную жизнь своей дочери–учительницы. Финал и вовсе наводит на мысль, что все произошедшее — сон, причуда, комическая фантазия.

Для проницательного зрителя с самого начала понятно, что поиски здравого смысла, к которому так много апеллируют герои, приведут только к большей бессмыслице. Мать в спектакле много суетится, предлагает Алине те или иные выгодные партии, в конце концов интернет с его возможностями. Отец флегматично наблюдает за ситуацией со стороны и готов принять любой выбор дочери. Шумная соседка с говорящей фамилией Каляева (Елена Боярова), то и дело забредающая на огонек «покалякать» или перехватить денег, выступает в сюжете представительницей от народа. Брат Каляевой Колян (Андрей Добровольский), досрочно освобожденный с зоны, после нескольких бесед проявляет себя натурой романтической, предлагая Алине руку и сердце. Ее подруги Таня Большая (Анастасия Боброва) и Таня Маленькая (Наталья Холодович) — это ненавидящие друг друга мелкотравчатые хищницы. Своего не упустят, умудрились поделить одного мужа на двоих. Странный субъект мефистофелевского типа Гаврила Эммануилович (Валентин Соловьев), которого в знак протеста Алина приводит в дом в качестве гостя на свой день рождения, отвечает в истории за дионисийское начало. На следующий день, протрезвев, Гавриил сообщает Алине весть, которая перевернет жизнь всей семьи.

Пестрая галерея образов из нескольких социальных слоев, непонимание героев, различные внутренние мотивации и цели приводят к различным комическим ситуациям. Почти все актеры существуют гротесково, и только сама Алина (Вероника Буслаева) играет в психологический театр, пропуская каждую абсурдную реплику или оценку своего окружения через себя... Если вы любите талантливую труппу РТБД, вас ожидает немало эмоциональных потрясений — от яркой почти бенефисной игры Андрея Добровольского в роли Коляна до бесконечно смешной Галины Чернобаевой в роли мамы.

Добрый зритель в 9–м ряду.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter