«Менять жизнь, так менять!»: как экономист с красным дипломом стала водителем общественного транспорта

Троллейбус, который идет на Восток

Психологи утверждают: чем старше человек, тем больше он боится перемен и тем меньше способен меняться сам, адаптироваться к новым условиям и усваивать новое. А минчанка Мария Городова решила радикально сменить профессию в 41 год. Имея диплом экономиста и почти полтора десятка лет трудового стажа, она пошла учиться… на водителя троллейбуса. Корреспондент «Р» узнала, чем так привлекла человека с высшим образованием рабочая специальность.

Магия цифр: 41-й маршрут стал для 41-лет-ней Марии ГОРОДОВОЙ судьбоносным.
Фото Дениса МАЛЫШИЦА

«Нет, я не троечница!»

Мария — выпускница Белорусского государственного экономического университета. Закончила его с отличием. При этом утверждает: экономика не была объектом ее юношеских грез. Подала документы на эту специальность потому, что не прошла по конкурсу в медицинский вуз.

— Во второй половине 1990-х об экономистах говорили как об очень перспективных специалистах, мол, без работы никогда не останутся, — вспоминает Мария. — В 18 лет мне казалось, что самое главное — получить высшее образование, а уж какая именно специальность — не столь важно. Так считали и мои родители, которые большую часть своей жизни трудились на заводе и уважали образованных людей.

Еще во время учебы будущий специалист решила, что теория экономической деятельности ей ближе. Поэтому первым рабочим местом стал Минский финансово-экономический колледж, куда ее направили работать преподавателем. Дали общежитие, что для молодого специалиста, приехавшего в Минск из небольшого поселка в Молодечненском районе, казалось хорошим подспорьем. И в работе ее долгое время устраивало все. Кроме зарплаты.

— Сейчас понимаю, что в этом была и моя личная ошибка, — размышляет героиня. — Если бы точно определилась, что хочу посвятить себя преподаванию, надо было после вуза в аспирантуру поступать, защищать диссертацию, продвигаться по научной лестнице. Но я пыталась решить финансовый вопрос другим путем — искала подработку на предприятии или в организации, где платили лучше, чем педагогам.

Поиски, увы, не увенчались успехом. Везде требовался опыт работы на предприятиях, а пре-подавательский стаж в зачет не шел.

Хлеба педагога Мария Городова попробовала и в других столичных учебных заведениях экономического профиля, но и там зарплаты были невысокие. Обучать бы ей и дальше студентов экономике, если бы, как сама говорит, судьба не дала хорошего пинка. Ушла из жизни ее мать, затем — старший брат, а вместе с ними — чувство защищенности и стабильности, которое обычно дают близкие люди.

Увидев в общественном транспорте объявление о наборе водителей в троллейбусный парк №5 и возможности обучения, Мария вдруг поняла, что это то, что ей нужно. Собеседование у будущих работодателей прошла успешно: опыт вождения у нее был, за 10 лет ни одной претензии со стороны ГАИ, а медицинская комиссия подтвердила отсутствие противопоказаний по здоровью. Обучение по новой специальности Городова прошла за госсчет, по направлению службы занятости, и даже получала небольшую стипендию.

Три месяца изучения теории, затем практика, предполагавшая вождение машины без пассажиров, наконец стажировка — и вот бывший преподаватель-экономист под наблюдением наставницы уже возит пассажиров по 41-му маршруту.

— Как оказалось, устройство троллейбуса серьезно отличается от автомобиля, здесь очень много электрики и электроники, — делится впечатлениями Мария Городова. — Однако знание правил дорожного движения и устройства автомобиля очень пригодилось.

Напарница в растущей фазе

Стажировка раскрыла сложности профессии. Сменный график работы, когда нужно работать до поздней ночи или, наоборот, начинать трудиться до рассвета, — одна из них. Бывший преподаватель-экономист — классическая сова, ложится и встает поздно — опасалась, что не выдержит первую смену, когда вставать надо в 3 часа и в 4.30 уже сидеть за рулем.

Но просыпаться получалось даже раньше, чем прозвенит будильник, а награда за раннее пробуждение — созерцание тихой красоты полусонного города.

— Едешь по маршруту, а прямо за стеклом кабины — огромная белая луна, — рассказывает Мария. — Троллейбус движется — и луна вместе с тобой. Очень романтично!

Вторая сложность — большая ответственность за пассажиров.

— Когда впервые села за руль троллейбуса с людьми, была в таком напряжении, что с трудом помню, как пришла домой, — делится Мария. 

А однажды пьяный мужчина едва не угодил под колеса. Вышел на одной из остановок, не удержал равновесие и, чтобы не упасть, оперся всем телом… на троллейбус. Хорошо, что наставница вовремя заметила и приказала мне стоять.

— Теперь у меня железное правило: трижды посмотреть в правое заднее зеркало, прежде чем двигаться с остановки, не бежит ли какой-нибудь опаздывающий, не застрял ли кто в двери, нет ли нетрезвых, — говорит Мария.

Но самым трудным для бывшего экономиста оказалось строгое следование расписанию по остановкам. Пока без опозданий, увы, не обходится. Хотя наставница успокаивает: это приходит только с опытом.

— Обычно возрастных учеников обучать сложнее, чем молодежь: они в штыки воспринимают замечания, начинают спорить, доказывать то, в чем мало разбираются, — рассказывает наставница Людмила Гелик. — С Марией все наоборот, к советам прислушивается, схватывает новое на лету. Я это объясняю не столько высшим образованием, интеллигентностью, сколько психологической гибкостью и интересом к специальности.


Без предубеждений о статусе

«И стоило ради этого на отлично учиться в нархозе?!» Слышать эту реплику от своих знакомых бывшая преподаватель экономики приготовилась заранее. Но знакомые и близкие разве что искренне посочувствовали, что теперь надо рано вставать.

— А вас не смутит, если за рулем общественного транспорта увидят бывшие коллеги или студенты? — интересуюсь у героини. — Не сожалеете о потере более высокого социального статуса?

— Водитель — отличная профессия, — отвечает Мария Городова. — Я всегда уважала людей, которые управляют транспортным средством, особенно с большим количеством пас-сажиров. Теперь сама это буду делать.

В том, что рабочая специальность — ее осознанный выбор, Мария уверена. Уже заключен контракт с троллейбусным депо № 5 на три года. Зарплата — 800—900 рублей.

КСТАТИ

Среди обладателей дипломов о высшем образовании, кто решил стать водителем, можно встретить бывших юристов, экономистов, музыкантов, педагогов и художников.

КОМПЕТЕНТНО

Олег ТОКУН, начальник управления политики занятости Минтруда и соцзащиты:


— Если раньше спрос на рабочие специальности на рынке труда стабильно составлял 80 процентов от заявленных вакансий, то сегодня их доля не превышает 60—64 процентов. Уменьшение доли рабочих профессий во многом объясняется модой на высшее образование — это тренд последних десятилетий. При этом уровень заработной платы по многим рабочим специальностям зачастую заметно выше, чем у некоторых специалистов и служащих. Водители — одна из наиболее востребованных специальностей как в городе, так и на селе. В лидерах также каменщики, повара, электрогазосварщики и электромонтеры.

kozlovskaja@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter