"Троица", которая живет на чемоданах

Группа "Троица" - это кораблик, несущий белорусскую песню по волнам мировой музыки. Так о деле своей жизни говорит сам художественный руководитель группы Иван КИРЧУК.
Группа "Троица" - это кораблик, несущий белорусскую песню по волнам мировой музыки. Так о деле своей жизни говорит сам художественный руководитель группы Иван КИРЧУК. Этно-трио "Троица" образовалось 8 лет назад. За это время коллектив объездил с гастролями весь мир и записал 5 альбомов. В Минске группу можно услышать крайне редко. Про музыкантов даже шутят, что они живут на чемоданах. Но разъезды эти не от большой любви к путешествиям. Просто за границей белорусская фольк-музыка находит почему-то больше понимания. Мечта же "Троицы" - выступить на фестивале искусств "Славянский базар в Витебске". А пока коллектив не приглашают на такие почетные мероприятия. Его лидер Иван Кирчук преподает на кафедре этнографии и фольклористики Белорусского государственного педагогического университета имени М.Танка, пишет книги по обрядам и снимается в кино. А недавно "Троицу" можно было услышать в совместной программе с группой "Улис" в концертном зале "Минск". Кирчук со товарищи показали публике новый альбом "Сем". Накануне выступления лидер "Троицы" зашел к нам в редакцию.

- Иван Иванович, вы, как известно, дома подолгу не сидите. Откуда приехали и куда путь держите на этот раз?

- Сейчас работаем в основном в Минске. Нам заказали саунд-трек к детскому фильму "Маленькие беглецы". Очень необычный эксперимент. Фильм уже полностью готов. Настроение у нас отличное. Для музыканта такая радость работать в студии, не думая о том, что время - деньги. Мы даже записали вместо обещанных 40 минут музыки 50. И заказчик - "Беларусьфильм" - очень тепло принял наш музыкальный продукт. Наконец-то музыка "Троицы" будет услышана! Кстати, в этом фильме я, помимо всего прочего, сыграл эпизодическую роль.

- Вы лукавите, Иван Иванович. Уж кому-кому, а "Троице" грех жаловаться на недостаток популярности. Наверное, нет в мире такого фестиваля фольк-музыки, на котором вы не побывали.

- В то же время из нескольких групп моих студентов единицы знают "Троицу". Я для большинства студентов просто педагог, который поет песни и собирает музыкальные инструменты.

- Вы ездите в экспедиции уже более 20 лет. Интересно, можете на слух определить белорусскую музыку?

- Белорусскую музыку можно узнать по набору инструментов. Но народная музыка неисчерпаема. Недавно я возил на Полесье организатора венгерского фольк-фестиваля и был поражен не меньше его. Мне казалось, что я переписал уже оттуда все песни и все знаю. А народные обрядовые песни появляются новые. Откуда только они берутся!

- В своих концертах вы используете необычные инструменты: ситар, ксилофон. Как их звучание ложится на белорусскую музыку?

- Все началось с того, что одна дама из Голландии, наша поклонница, подарила "Троице" целую коллекцию экзотических инструментов. Отказываться было неудобно, да и жалко. И мы попробовали использовать их. Получилось здорово. Добавило общему звучанию необычный колорит. Получилась музыка народов мира на основе белорусской песни. Фольк-фьюжн.

- Вы сохраняете народные тексты песен. За столько лет исследований аутентичного искусства вам не приелись еще их темы?

- Мне надоели тексты современных песен, одинаково примитивные на всех радиостанциях. Когда мы со студентами разбираем тексты старинных песен, современные юноши и девушки не перестают удивляться мощности ритма, философской глубине содержания. Я бы даже не называл эти произведения песнями. Это, скорее, звуковые сигналы из прошлого. Своеобразные обереги. Притчи, положенные на музыку.

- Одна из ваших программ называется "Варажбiт". Шаманите понемножку?

- В молодости, когда такого рода информация была не так доступна, как сейчас, я скупал все книги о колдовстве, которые можно было найти. И знаете, на что сейчас обратил внимание? Сценарии обрядов изменились. Они нацелены на свет. Если это свадебные обряды, то их исполнители заботятся о том, чтобы новая семья была счастлива. Мы сознательно обходим стороной проклятия, плохие моменты. Эти места я даже в книгах зачеркиваю. Так что я - добрый ворожбит. Из смешного: я знаю, что маленькие детки просят родителей поставить перед сном компакт с "бородатым дядей". И засыпают спокойно под музыку "Троицы".

- Кстати, о бороде. Она - просто часть запоминающегося образа? У нее есть своя история?

- В семидесятые, когда я пришел из армии, длинные волосы, борода не приветствовались. В знак протеста, помнится, мои друзья из музучилища побрились наголо накануне 1 Мая. Был большой скандал. Их, конечно же, не взяли в колонну на демонстрацию. Я в своей жизни каких только причесок не носил. А сейчас, когда до этого нет дела, я просто не обращаю внимания на такие вещи. Так получилось, что на всех афишах я с бородой. Это вроде как визитная карточка "Троицы". Вот и ношу.

- В одном из интервью вы признались, что с годами острее чувствуете родину. Расшифруйте, пожалуйста, что это значит, по-вашему.

- Нам как-то пришлось неделю провести в Голландии, дожидаясь самолета в Малайзию. У нас был свой дом. Прекрасные условия для жизни. Но именно в это время я остро ощутил, что мы там никому не нужны. Никто не позвонит тебе в три часа ночи и не попросит о помощи. Но и ты никому не сможешь позвонить. Все твои проблемы интересны только тебе. Такая уж у нас славянская особенность - жаловаться самим и сострадать другим. За границей невозможно этого испытать в полной мере. Поэтому я понял, что родина - это наши близкие люди. Это мама, папа, друзья. И, конечно же, с годами чувствуешь потребность в них все острее.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter