Троих приговариваем, один – в уме...

ОГЛАШЕНИЕ приговора в здании Пинского городского суда в отношении бывших главного инженера ЗАО «Холдинговая компания «Пинскдрев» Владимира Шестакова, директора СООО «Пинскдрев-ДСП» Леонида Логвина и главного инженера этого же предприятия Игоря Логвина длилось почти пять часов. Для присутствовавших в зале судебных заседаний родных и близких погибших, потерпевших от взрыва, прогремевшего почти полтора года назад в цехе древесно-стружечных плит, каждое слово судьи Андрея Курисюка — жестокое напоминание о трагедии, разделившей их жизни на «до» и «после». 14 человек стали жертвами взрыва, который случился 25 октября 2010 года на «Пинскдреве». Пятеро пострадавших на всю жизнь остались инвалидами. Материальный ущерб составил около четырех миллиардов рублей. Такой непомерно высокой оказалась плата за халатность, проявленную ответственными работниками холдинговой компании «Пинскдрев» и ее дочернего предприятия «Пинскдрев-ДСП».

Сколько процентов вины во взрыве на ООО «Пинскдрев» у сбежавшего от правосудия гендиректора Аринича?

ОГЛАШЕНИЕ приговора в здании Пинского городского суда в отношении бывших главного инженера ЗАО «Холдинговая компания «Пинскдрев» Владимира Шестакова, директора СООО «Пинскдрев-ДСП» Леонида Логвина и главного инженера этого же предприятия Игоря Логвина длилось почти пять часов. Для присутствовавших в зале судебных заседаний родных и близких погибших, потерпевших от взрыва, прогремевшего почти полтора года назад в цехе древесно-стружечных плит, каждое слово судьи Андрея Курисюка — жестокое напоминание о трагедии, разделившей их жизни на «до» и «после». 14 человек стали жертвами взрыва, который случился 25 октября 2010 года на «Пинскдреве». Пятеро пострадавших на всю жизнь остались инвалидами. Материальный ущерб составил около четырех миллиардов рублей. Такой непомерно высокой оказалась плата за халатность, проявленную ответственными работниками холдинговой компании «Пинскдрев» и ее дочернего предприятия «Пинскдрев-ДСП».

По итогам судебного расследования установлено, что Владимир Шестаков, Леонид Логвин и Игорь Логвин при монтаже в цехе древесно-стружечных плит участка по производству топливных пеллет создали условия, которые привели к трагедии.

Для непосвященных замечу: пеллеты — это популярные у зарубежных потребителей топливные гранулы, изготавливаемые из опилок, щепы и других отходов деревообработки. Для их выпуска на СООО «Пинскдрев-ДСП» были установлены две производственные линии. Как выяснилось в ходе судебного разбирательства, обе — с многочисленными нарушениями. Даже проектная документация не была согласована с органами пожарного и санитарного контроля. И если на первую линию, смонтированную польскими специалистами и введенную в эксплуатацию в 2007 году, акт приемки подписали, то вторая, собранная тремя годами позже собственными силами, работала на честном слове. Периодически возникали неполадки, на дочернем и головном предприятиях на них закрывали глаза, любой ценой стараясь увеличить объемы выпуска продукции. Обе линии работали в три смены. А как же иначе? Ведь управление экономики холдинговой компании «Пинскдрев» доводило дочернему предприятию план с учетом принятого в эксплуатацию оборудования, с каждым месяцем увеличивая цифры. За 9 месяцев 2010 года на «Пинскдреве-ДСП» произвели свыше 19,2 тысячи тонн топливных пеллет, и при этом никто из ответственных специалистов даже не заикнулся о том, что не все оборудование эксплуатируется законно.

Бывший главный инженер холдинга Владимир Шестаков, обвиняемый по части 3 статьи 304 Уголовного кодекса Республики Беларусь «Нарушение правил пожарной безопасности», свою вину не признал ни в процессе судебного следствия, ни в последнем слове. Он убежден, что обеспечение пожарной безопасности на дочерних предприятиях не входило в его прямые обязанности. Хотя в должностной инструкции, а также в заключенном контракте с Владимиром Шестаковым, имеющихся в материалах уголовного дела указано, что контроль по охране труда в холдинге, включая дочерние предприятия, был возложен на главного инженера.

К тому же Шестаков, как, впрочем, и Логвин, были акционерами холдинга, и этот статус давал им право потребовать от генерального директора «Пинскдрева» Лорана Аринича соблюдения им законов при принятии ответственных решений. На суде оба обвиняемых утверждали, что не могли воздействовать на авторитарного руководителя. Об этом же было сказано и в коллективном обращении работников ЗАО «Холдинговая компания «Пинскдрев», поступившем в суд. Однако подобные доводы суд признал неубедительными, посчитав, что акционеры могли и должны были сказать свое веское слово, отстаивая интересы трудового коллектива.

Бывший директор СООО «Пинскдрев-ДСП» Леонид Логвин, которому была инкриминирована часть 2 статьи 428 УК РБ «Служебная халатность», и главный инженер этого же предприятия Игорь Логвин (ч. 3 ст. 304 УК РБ «Нарушение правил пожарной безопасности») свою вину признали в том, что с их согласия и при личном участии в цехе древесно-стружечных плит было смонтировано и эксплуатировалось без проектной документации и согласования с контролирующими службами импортное технологическое оборудование.

В приговоре прозвучало, что Владимир Шестаков, Леонид Логвин и Игорь Логвин создавали пожароопасное производство без проектной документации. Они осознавали, что это является грубым нарушением закона и угрожает безопасности работающих на этом производстве людей. Более того, возможные последствия своих действий обвиняемые должны были предвидеть.

Судебная коллегия по уголовным делам Брестского областного суда вынесла вердикт: бывший директор СООО «Пинскдрев-ДСП» Леонид Логвин осужден за служебную халатность, выразившуюся в ненадлежащем исполнении служебных обязанностей, повлекшем по неосторожности смерть людей и иные тяжкие последствия в виде причинения телесных повреждений различной степени тяжести, уничтожение общественного имущества, причинение материального ущерба в особо крупном размере. Он приговорен к четырем годам ограничения свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа.

Бывшие главный инженер ЗАО «Холдинговая компания «Пинскдрев» Владимир Шестаков и главный инженер СООО «Пинскдрев-ДСП» Игорь Логвин признаны виновными в нарушении правил пожарной безопасности лицами, ответственными за их выполнение, повлекшем по неосторожности возникновение пожара, гибель людей и тяжкие телесные повреждения у двух или более лиц, менее тяжкие телесные повреждения и материальный ущерб в крупном размере. Они приговорены к лишению свободы сроком на четыре и три года соответственно с отбыванием наказания в исправительной колонии в условиях поселения.

Все трое осужденных лишены права занимать руководящие должности в течение пяти лет.

При определении вида и размера наказания судебная коллегия учла характер и степень общественной опасности совершенного преступления, мотивы и цели содеянного, личности обвиняемых, обстоятельства, смягчающие и отягощающие ответственность.

Для Леонида Логвина смягчающим обстоятельством стало то, что он впервые привлекается к уголовной ответственности и раскаивается в проявленной халатности. Суд также принял во внимание, что преступление Леонид Логвин совершил в связи с выполнением своих трудовых обязанностей, которые он исполнял, находясь в подчинении у других обвиняемых. Смягчающими обстоятельствами для Владимира Шестакова признаны наличие у него третьей группы инвалидности, а также возраст — 60 лет.

Судом частично удовлетворены иски пострадавших о возмещении морального вреда. Напомним, были заявлены они в суммах от пятидесяти миллионов до одного миллиарда рублей. Суд определил, что семьи погибших получат по 30 миллионов рублей, пострадавшие — от 10 миллионов до 30 миллионов рублей, в зависимости от тяжести последствий. Деньги в соответствующем размере будут взысканы с ЗАО «Холдинговая компания «Пинскдрев» и СООО «Пинскдрев-ДСП».

После суда адвокаты осужденных сразу заявили, что будут продолжать доказывать невиновность своих подзащитных. В свою очередь некоторые из потерпевших сочли решение суда слишком мягким и тоже собираются его обжаловать. Больше всего людей возмущает то, что на скамье подсудимых отсутствовал бывший генеральный директор ЗАО «Холдинговая компания «Пинскдрев» Лоран Аринич, который по-прежнему находится в розыске, и возбужденное в отношении него уголовное дело выделено в отдельное производство.

В декабре прошлого года, когда начиналось судебное разбирательство, потерпевшие и родственники погибших направили коллективные обращения в Администрацию Президента Республики Беларуси, Генеральную прокуратуру, МВД и другие инстанции с требованием найти и наказать Лорана Аринича.

— Пока бывший гендиректор «Пинскдрева» не предстанет перед судом, дело нельзя считать завершенным, — убежден сотрудник предприятия Олег Смирнов, находящийся в момент взрыва в цехе древесно-стружечных плит и получивший сильные ожоги.

ТОЧКА в этом громком уголовном деле пока не поставлена. Хотя в самом холдинге, дочерним предприятием которого является СООО «Пинскдрев-ДСП», произошли большие перемены. Его продукция по-прежнему востребована и на отечественном рынке, и за рубежом, и в погоне за прибылью новое руководство не ставит задачу давать вал любой ценой. Условия труда работников, соблюдение правил техники безопасности теперь под жесточайшим контролем. Но неужели это нельзя было сделать до взрыва?

Александр КУРЕЦ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter