Выгодно ли держать коров на собственном подворье и сдавать молоко государству

Трогай, Мышка, помаленьку

Молокосборщики в Вороновском районе предпочитают лошадиные упряжки, работают на совесть и о том, что их профессия уходит, не задумываются

Прошли времена, когда коровы на деревенской улице были обычным элементом пейзажа, лишь единицы продолжают держать буренок, чтобы пить домашнее молочко, делать из него творог и сыры. Есть и такие, кто по-прежнему считает сдачу его государству прибыльным делом. Корреспонденты «СГ» решили посмотреть, велика ли их доля в общих надоях, кто отвечает за качество и помогает трудолюбивым сельчанам.

Молокосборщики КСУП «Больтишки» Вороновского района Леонард ЯРМОЛОВИЧ, Валентина КРАВНЕВИЧ и Оксана ШЕШКО.

Одна из примет раннего зимнего утра на улицах агрогородка Больтишки Вороновского района — алюминиевые бидоны у некоторых калиток. Возле таких останавливается молокосборщик Оксана Шешко. Колоритная сельчанка в цветастом платке управляет лошадью, сидя на повозке. Ловко спрыгнув с нее, переливает молоко из бидона, на ходу рассказывая о работе:

— Сейчас через день выезжаем, осталось несколько домов объехать, и на этом все. Сами видите, надои пока небольшие — у меня 230 литров. Зима.

Оксана Александровна садится на повозку, лошадка сама медленно трогает к следующему адресу.


— Ее зовут Мышка, — с нежностью говорит хозяйка. — Очень добрая, спокойная, терпеливая. Пенсионерка, как и я. Когда-то я работала на ферме, но по состоянию здоровья попросила, чтобы перевели на более легкую работу. Вот так больше 12 лет собираю молоко. Поначалу обслуживала 22 подворья, теперь осталось 11. Воспитала шестерых детей. Держу двух коров. Семья во всем меня поддерживает, особенно сыновья. Муж у меня животновод, один из сыновей — агроном. В общем, все при деле, трудностей не боимся.

Знакомимся с молодой сельчанкой Мариной Радюк, которая работает в местном хозяйстве бухгалтером и держит двух коров. При этом в 8:00 она уже на рабочем месте в платье и с прической. И как только успевает?


— Зимой нормально, мои коровы, можно сказать, в декрете, — пожимает плечами специалист. — А вот летом встаю в 5:30 на дойку, потом во время обеденного перерыва приходится бежать домой. Бывает, перекусить не успеваю. Но для нашей семьи это солидная прибавка к зарплатам. В среднем от двух буренок летом получаем около 50 литров молока. Хозяйство помогает сеном, если не хватает, то можно приобрести за умеренную плату.

Объехав все подворья, Оксана Шешко направляется в лабораторию. Здесь уже ожидает разгрузки еще один молокосборщик. Леонард Ярмолович, он уже на пенсии, перенял эстафету от жены, которая почти 20 лет колесила по деревням:

— Пять лет работаю после смерти жены. А чего дома сидеть одному? Тут с девчатами общаюсь, с сельчанами. Выезжаю в шесть утра, чтобы успеть к десяти вернуться на базу. Сам держу корову, да и за лошадью сельхозпредприятия ухаживаю. Забот хватает.


Лаборант по приему молока от населения Галина Страчинская знает все о домашнем молоке:

— Проверяем его по всем необходимым параметрам: жирности, плотности, кислотности, чистоте, наличию антибиотиков. Люди знают о высоких требованиях, поэтому очень стараются, чтобы никаких вопросов не возникало. Жирность хорошая — 3,9—4. В зимний период получаем 500—600 литров в день, в летний — до 1,5 тонны. Молоко — домашнее и хозяйства — не смешивают в одну цистерну. А что с ним происходит дальше, мы не знаем.

Вот-вот приедет молоковоз, опорожнит бидоны, и рабочий день у наших героев закончится. Собранное у населения молоко отправляется в ОАО «Лидский молочно-консервный комбинат».


Заместитель председателя КСУП «Больтишки» Светлана Вилькевич говорит, что собирать молоко у населения — дело хлопотное:

— Перерабатывающее предприятие возмещает хозяйству затраты за его сбор в размере 108 рублей за тонну. Деньги небольшие, и зачастую их хватает только на содержание лошадей, ремонт телег. Сейчас на 42 подворьях сельсовета содержится 67 коров. Последние три года цифра стабильная, хотя еще десять лет назад она была в два раза больше. Разработаны три молочных маршрута, на которых работают три молокосборщика. Для нас — это скорее дань традициям, уважения тем людям, которые всю жить жили и трудились на вороновской земле. После того как они уйдут, вряд ли кто-то придет на их место.

Заработок молокосборщиков: за тонну — 20 рублей 54 копейки плюс дополнительно за час работы выплачивается 1 рубль 45 копеек. Населению за литр платят 86 копеек, еще 10 копеек — дотация государства. К примеру, если человек сдал в день 20 литров, то его заработок — 19 рублей 2 копейки, в месяц — 576 рублей. Если две коровы, то умножьте на два.



Начальник отдела животноводства и племенного дела комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Гродненского облисполкома Сергей Шиманович резюмирует:

— Это капля в море. Судите сами, в день от сельхозорганизаций области на молзаводы уходит более 4 тысяч тонн молока. А от граждан за весь прошлый год собрали чуть больше 19 тонн молока. Всего на частных подворьях содержится 6777 коров, хотя в позапрошлом году было 7670. Число жителей в деревнях неуклонно сокращается, а вместе с ними уходят традиции сельского уклада жизни. Жаль, но это, увы, примета времени.








vrublevskaya@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter