Нужно ли закрывать контактные зоопарки?

Трогательный момент

В некоторых странах запрещено использовать в индустрии развлечений диких животных из-за стресса, который они испытывают в неестественной среде. Эту тему активно обсуждают и в Беларуси, где разрабатывается Закон «Об обращении с животными».

Медведь наделал много шума

На городскую «Масленицу» гродненское предприятие «Молочный мир» решило приготовить горожанам и гостям своеобразный сюрприз в духе славянской традиции. Веселить народ пригласили зарубежного дрессировщика с медведицей. Никто и подумать не мог, что такая забава обернется скандалом, ведь Дуняша, как зовут зверя, на тот момент уже успешно гастролировала в столице, а из Гродно держала путь в Борисов. 

Тем не менее реакция некоторых гродненцев на сюрприз была неоднозначной. После городского праздника, проходившего в лесном массиве «Пышки», представители «Экомониторинга» и зоозащитной организации «Преданное сердце» написали возмущенное открытое письмо председателю Гродненского облисполкома, копия которого пришла и в наш гродненский корпункт. Авторы объяснили, почему считают такое использование зверя жестоким и безответственным, и попросили принять меры, чтобы ситуация не повторилась:

«Дикие животные не приспособлены к частым контактам с людьми — прикосновения и шум причиняют им огромный стресс. Любой ветеринар подтвердит — животное ужасно страдает. Все действия, которые заставляли выполнять медведя, для него противоестественны. Единственный способ подчинения — это страх перед наказанием или голодом.  

Очевидно, что организаторы данной акции с медведем нарушили закон о проведении массовых мероприятий, который запрещает действовать методами, создающими угрозу общественной безопасности, жизни и здоровью участников. Иными словами, все дети, находившиеся вблизи медведя, могли быть в любой момент атакованы им! 

Туристический поток в ­Гродно с каждым годом увеличивается. И мы хотим, чтобы европейцы, приезжающие сюда, видели культурный центр Беларуси — город, которым можно гордиться». 

В ситуации было поручено разобраться Гродненскому областному комитету природных ресурсов и охраны окружающей среды. Вот что рассказал начальник отдела контроля за охраной и использованием земель, недр, биоразнообразия, особо охраняемых природных территорий Дмитрий Лебедев

— У владельца медведицы имеется сертификат СИТЭС, дающий право перемещения зверя через границу. Не вызвал нареканий на несоблюдение правил содержания и ее внешний вид, и просторный фургон, в котором перевозят. Медведица, находясь под присмотром дрессировщика, выходила к публике на непродолжительное время, остальное отдыхала. Информация о том, что зверя закормили сгущенкой, не подтвердилась.

Зоозащитники же стоят на своем. И на примере этой ситуации поднимают глобальный вопрос этичности использования диких зверей в индустрии развлечений. А придало остроты этой теме закрытие контактного зоопарка в Гродно, вызвавшее накануне большой общественный резонанс. Владелец отслуживших животных объявил об их розыгрыше в Instagram. А возмущенным зоозащитникам предложил купить зверушек по заоблачным ценам: к примеру, енота за 800 рублей. Такую сумму собирали всем городом.

 У волонтера гродненского общественного объединения защиты животных «Преданное сердце» Натальи Михеевой мнение категоричное:

— В индустрии таких доступных развлечений с использованием животных преследуется прибыль. Человек, который придерживается других принципов, создаст должные условия для них. Что касается контактных зоо­парков и упомянутых шоу — это «дикий» пережиток прошлого, нужен регулирующий их деятельность Закон «Об обращении с животными», проект которого уже много лет обсуждается.

Как аргумент, зоозащитники приводят реакцию европейской делегации во главе с уполномоченной по международному сотрудничеству «Фонда Брижит Бардо» Брижит Олуа, которая минувшим летом приезжала в Беларусь:

— Зарубежные гости были шокированы фактом существования у нас контактных зоопарков и передвижных зверинцев.

В областном комитете природных ресурсов и охраны окружающей среды пояснили, что в белорусском законодательстве нет специальных норм по содержанию животных в контактных зоопарках (они такие же, как и для тех, которые находятся в домашних условиях). Минприроды взяло эту резонансную тему на контроль, и в проект Закона «О защите животных» ведомство внесло инициативу о запрете передвижных зверинцев и контактных зоопарков. Кстати, последних уже немало закрылось по стране, в том числе из-за нерентабельности.

Не в службу, а в дружбу 

Передвижные цирки, дельфинарии, контактные зоопарки — все это разветвленная индустрия развлечений с использованием животных. С одной стороны, такие зрелищные мероприятия пользуются спросом, особенно в небольших городах, с другой — вызывают бурю негодования. К примеру, еще два года назад мозыряне возмутились условиями содержания дельфинов в передвижном дельфинарии «Атлантида». Под коллективным обращением тогда свою подпись поставили около трех тысяч человек. А недавно подобную акцию запустили уже в столице. Авторы петиции пошли дальше, поднимая вопрос о необходимости закрытия в стране цирков с животными. Среди аргументов — условия, в которых содержатся представители дикой природы, не пригодны для них: «шум, свет, вибрации, постоянные переезды, а также цирковые репетиции вызывают стресс и нестабильное самочувствие животного. В ходе дрессировки применяются крюки, кнуты, палки, электрошокеры. При этом не всегда существует возможность создать необходимые условия для полноценной ветеринарной помощи».

Зачастую отсутствие санитарных условий становится причиной заболеваний, а стресс и недолжное содержание приводят к смерти животного. В петиции указано, что цирки с животными в настоящее время тоже являются пережитком прошлого. А что по этому поводу думают те, кто работает в такой индустрии?

Рисунок Олега Попова

Автор циркового проекта Виталий Окунев рассказал, что уже свыше двух лет вместе с коллегами успешно гастролирует по Беларуси: 

— Я считаю, что дрессировщикам, получившим лицензию, надо дать право доработать — это, как правило, представители известных цирковых династий. Для них звери, с которых готовы сдувать пылинки, — настоящие члены семьи. Хотя методы дрессировки, действительно, могут быть разными, поэтому к новой волне дрессировщиков следует относиться очень настороженно, как и к выдаче лицензий.

Окунев рассказал, что о скандале с медведицей в Гродно знает не понаслышке и считает его надуманным:

— Медведица не принадлежит какому-либо сомнительному частному передвижному зоопарку, ее привезли в Гродно дрессировщики известной российской цирковой династии Климентьевых, объездившие весь мир. Кстати, из Беларуси они со своим питомцем отправились в Японию.

Сравнительно новое для Беларуси, но уже идущее на спад явление — частные контактные зоопарки. Директор ГУК « Гродненский зоологический парк» Олег Жданкин рассказал:

— Условия содержания животных в неволе в государственном зоопарке строго регламентируются законодательными нормами. Большинству частных контактных зоопарков выполнить их не по силам, если, конечно, они располагают не только мелкими животными, такими как хомячки или морские свинки. Поэтому претензии резонны. Все классические зоопарки объединены в международные ассоциации, к примеру, наш входит в Евроазиатскую. Это дает возможность не только обмениваться опытом, но и приобретать друг у друга животных.

— А есть ли у вас бывшие обитатели зоопарков контактных, ведь после закрытия их нужно куда-то пристроить?

— Таких нет. Они — частная собственность, которую владельцы вправе продать или подарить. Замечу, что и у нас есть свой контактный зоопарк «Бабушкин дворик» — это площадка для самых маленьких посетителей, там и зверята соответственные. К тому же они находятся под постоянным ветконтролем.

— Где сегодня приобретают диких животных?

— Мы приобретаем только тех, которые родились в неволе — в других зоопарках или учреждениях, специализирующихся на их разведении. Полагаю, что частные лица везут зверей из-за границы, причем без нужных документов таких питомцев таможня не пропустит. 

— А как вы относитесь к инициативе зоозащитников по поводу закрытия цирков и зоопарков?

— Зеленое движение во многих странах набирает силу, и в нем прослеживается радикализм. Но куда деть животных после закрытия подобных учреждений и как мы покажем воочию все разнообразие животного мира новым поколениям? Кстати, доподлинно известно, что звери, которые содержатся в зоопарке, где выполняются все требования, живут дольше, чем в естественной среде. Ведь здесь они получают свое­временную ветеринарную помощь, качественные корма и т. д. К слову, наш национальный символ зубр восстановлен в живой природе тоже благодаря зоопаркам.

Так ли страшен зверь?

На самом ли деле животные испытывают стресс? С этими вопросами обращаюсь к доктору медицинских наук, профессору ГГАУ Магдалене Величко.

— Тревогу, агрессию, беспокойство — все это, безусловно, испытывают, поскольку у них, как и у человека, тоже есть органы чувств, — сообщила специалист. — В то же время они — другие, живущие среди нас, понимающие межвидовой язык, дающие нам свою позитивную энергию, способные испытывать эмпатию. Поэтому следует уважать их ответную реакцию на наше поведение и соблюдать субординацию.


У диких животных совершенно другая среда обитания, предполагающая адаптацию их поведения к тем условиям, куда мы их помещаем. Поэтому важен возраст, в котором они были изъяты из этой среды, к примеру, для дрессуры. Однако дикое животное, даже дрессированное, все равно сохраняет свою природу.

— Может ли дрессура быть гуманной?

— Она — очень тонкий и последовательный процесс. Животное, которое ей не поддается, никогда не будет работать с человеком. Методики, конечно, могут быть разными, однако истинный дрессировщик не применяет болезненных компонентов, поскольку его цель — доверительное отношение с животным. Здесь речь идет, прежде всего, об этическом отношении к своему подопечному. 

— Должна ли, по вашему мнению, индустрия развлечений с использованием животных изжить себя?

— Полагаю, что классические цирки не исчезнут, ведь поколениями накоплен опыт, как достичь результата дрессировки без психологической травмы животного. И не нужно обладать какими-либо особыми знаниями, чтобы определить, доставляет ли ему удовольствие выполнять действия, которые требует человек.

Подобные зрелища, по моему мнению, должны быть, и они будут, поскольку спрос рождает предложение. Вопрос в другом: соблюдаются ли при этом нормы обеспеченности благополучной среды животным? Гуманное отношение к таким подопечным укрепилось на международном уровне законодательной основой. Животное, контактирующее с человеком, не должно испытывать ни голода, ни страха, ни дискомфорта. 

Что касается контактных зоопарков, здесь есть вопросы. Их обитатели, тем более контактирующие с людьми, должны находиться под постоянным присмотром ветеринаров. При малейшем подозрении на заболевание, которое способен заметить только ветврач, такое животное должно быть изолировано от человека, ведь оно может быть переносчиком опасных болезней, которых достаточно много. А клетки, вольеры должны быть дезинфицированы по всем правилам. 

В целом же непосредственный контакт человека с животными при разумном и гуманном подходе может принести большую пользу. Есть даже наука, где они выступают как наши терапевты, — анималотерапия. К примеру, в соседней Польше используется такой подход к работе с больными аутизмом детьми, как доготерапия. Кстати, для этой цели из сотни собак смогли подобрать только восемь — контактных, терпеливых. После двухчасового общения с детьми такому питомцу обязательно дается отдых.

В уникальном для Беларуси центре помощи и реабилитации диких животных «Сирин», расположенном в Дзержинском районе, не понаслышке знают, какие последствия для животных может иметь их контакт с человеком. Здесь уже три года на благотворительной основе занимаются спасением зверей и птиц и их последующим возвращением в дикую природу — естественную среду обитания. Сюда попадают покалеченные и брошенные дикие животные, которым без помощи человека не выжить.

Руководитель центра Ирина Трояновская, к слову врач-терапевт по образованию, рассказывает, как все начиналось:

— Три кролика, две морские свинки, парочка козочек и один черный ослик — эту дивную компанию мы пять лет назад назвали контактным зоопарком. А вскоре отказались от этого, поскольку на практике убедились, что каждый обитатель должен иметь возможность уйти или спрятаться, если желания общаться с посетителями у него нет, поэтому и вольеры должны быть соответствующие. Отправной точкой для создания центра помощи стали аистята, которых спасла сельчанка в Брестской области. Птенцов мы взяли, информация об этом пошла, и вскоре из всех уголков Беларуси к нам стали приносить таких пострадавших. Многих спасли, выходили и отпустили, а некоторые, уже не способные выжить в дикой природе, так и остались нашими постояльцами. 

Все зависит от человека, его отношения к животному и контакта с ним. Некоторые наши спасеныши даже участвуют в съемках фильмов, и по их состоянию видно, что стресса не испытывают . Другие сторонятся людей, и это тоже нормально. У нас появились вольеры с птицами и зверями, на которых можно посмотреть только издалека, мы намерены создать и закрытые, где сможем разводить редкие виды птиц и зверей и готовить их потомство к возвращению в природу.

Ирина убеждена, что закрытие огулом цирков, контактных зоопарков создаст новую проблему для животных, которых уже приручили, — их ведь нужно будет куда-то пристроить. К слову, упомянутый енот из закрывшегося гродненского контактного зоопарка, на выкуп которого у собственника собирали деньги всем миром, тоже здесь нашел приют.

В последнее время в Беларуси стали появляться новые виды зоопарков, так называемые сафари-парки. Тут животное само определяет, идти ли ему на контакт с человеком. 

Дикий диагноз

Известно, что дикие и домашние животные могут быть переносчиками опасных для человека заболеваний. Не редки, к примеру, новости о вспышках бешенства среди них. Только в Гродненской области в минувшем году было зафиксировано сто таких случаев. На слуху микроспория, которую легко подхватить от кошек. Многие наслышаны и о болезнях, вызываемых паразитическими червями, гельминтами. К сожалению, мы тоже получаем их от домашних питомцев — собак, которые любят все подбирать на улице, и кошек, ловящих мышей.

Общих у животных и человека болезней насчитывается около сотни: от лихорадки Эбола до СПИДа. Источником их возбудителей у человека являются прежде всего те животные, с которыми он часто соприкасается в процессе хозяйственной деятельности и в быту: сельскохозяйственные и комнатные, грызуны, а также дикие животные.

Эксперты Национального института аллергий и инфекционных заболеваний США считают, что в ближайшем будущем из-за глобализации новые заболевания могут возникать чаще и наносить серьезный ущерб. В частности, многие звери, которые раньше никогда не жили рядом с человеком, одомашниваются. Экзотические животные, например, из Азии, становятся частью меню человека, живущего, к примеру, в Европе. Современная структура производства продовольствия способствует тому, что эпидемия, возникшая среди домашних животных, может угрожать жизни и здоровью сотен тысяч человек. Изменение климата приводит к изменению зоны обитания перелетных птиц и насекомых (в частности, комаров) — они переносят возбудителей болезней на значительные расстояния. Изменение среды обитания человека и животных также изменяет и механизмы действий возбудителей различных болезней.

Сегодня ученые, сообщает The Scientist, пытаются выяснить, какие же виды передали человеку COVID-19, поскольку предыдущие исследования установили, что инфекция переходит от своего начального животного-носителя к промежуточному виду-хозяину, а лишь потом передается человеку.

Отмечается, что SARS-CoV-2, вирус, который вызывает COVID-19, принадлежит к тому же семейству вирусов, что и SARS-CoV и MERS-CoV, которые впервые обнаружили у летучих мышей.

Так, вспышка SARS в 2003 году началась с передачи вируса между летучими мышами и виверрами (животные распространены в местах проживания в юго-восточной Азии), которые затем передали его людям. Также считается, что промежуточным хозяином во время вспышки MERS в 2012 году были верховые верблюды. 

Сейчас необходимо выяснить цепочку передачи коронавируса от летучих мышей. Это, заявляют исследователи, нужно для того, чтобы ускорить тестирование вакцин и препаратов на животных, от которых COVID-19 передался человеку.

Пока пандемия продолжается, ученые используют модели для поиска потенциальных «промежуточных хозяев». По одной из версий, ими могут быть свиньи, хорьки, коты, орангутаны, обезьяны, некоторые виды летучих мышей. 

В ТЕМУ



Необычное заведение было открыто в Сморгони в XVII веке — медвежья академия. Здесь дрессировали зверей для скоморохов, которые водили затем их по всей Европе, устраивая уличные представления. Медвежата проходили суровую школу: их помещали в клетку, у которой было медное дно. Задние лапы обували в прочные лапти, а передние оставались незащищенными. Внизу разводили костер, от которого дно клетки быстро нагревалось. Почувствовав жжение, медвежата становились на задние лапы и начинали приплясывать. В это время дрессировщик бил в бубен. Через пару месяцев у животных вырабатывался рефлекс — услышав звуки бубна, они начинали «пляску». Дальнейшая дрессировка продолжалась уже без огненных пыток. Жестокие забавы с медведями во второй половине XIX века были запрещены.

semenova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter