Трофей месяца: вальдшнеп

Когда по крутым берегам Западной Двины стремительно мчатся в реку ручьи, а на земле среди снега появляются черные пятна прошлогодней травы, над моим лесом начинают кружить вальдшнепы. К нам на Витебщину они прилетают обычно в самом начале апреля.

Вальдшнеп — это лесной кулик. Местные жители чаще называют его «слонка». Может быть, из-за очень длинного клюва, напоминающего малюсенький поднятый хобот.

Когда по крутым берегам Западной Двины стремительно мчатся в реку ручьи, а на земле среди снега появляются черные пятна прошлогодней травы, над моим лесом начинают кружить вальдшнепы. К нам на Витебщину они прилетают обычно в самом начале апреля.

В окрестностях моего хутора, который я назвал «Конец света», уже много лет слонки гнездуются в одних и тех же местах — здесь много оврагов, поросших смешанным лесом, вырубок, просек, полян, лесных дорог.

Тяга вальдшнепа начинается сразу же после прилета. Тяга — это токование лесных куликов. Рано утром она кратковременна, а вот вечерняя, разрешенная для охоты, может продолжаться больше часа.

Для сельских охотников выбрать место для удачной охоты не составляет никакого труда, если, разумеется, они хорошо знают окружающую природу.

Я прихожу на опушку молодой рощицы, сбегающей в овраг, за полчаса до заката солнца, устраиваюсь и жду. И вот наконец, когда солнце прячется за горизонт, до меня доносится характерное «циканье», которое ни с чем не спутаешь в многоголосой симфонии лесных звуков. Потом различаю уже и «хорканье» — «квог-квоог-цси». «Хорканье» звучит протяжно, скрипуче и глухо, а «циканье» — резко и отрывисто. На фоне еще светлого неба замечаю первую птицу размером с голубя.

Вальдшнеп летит над самыми верхушками, то взмывая над высокими деревьями, то опускаясь к самым кустарникам. Так самец разыскивает себе пару. Находящаяся на земле самка, услышав тянущего самца, подает ответный сигнал, после чего «кавалер» камнем падает вниз к подруге и затихает.

Самцы идут один за одним почти без перерыва, делая по нескольку кругов. В разных местах я насчитывал по семь, по десятку птиц, но, когда к местным «мужчинам» присоединялись и пролетные, отдыхающие тут по пути на север, их число доходило и до 20.

Отправляться за вальдшнепом лучше всего в пасмурные тихие и теплые вечера. Тогда вальдшнеп летит медленно и низко. В ясные и холодные вечера он тянет хуже, летит выше и быстрее. А когда дули сильные холодные ветры, тяги я не видел вообще.

На такой охоте не надо суетиться и стоять с ружьем на изготовку. Лишь когда вальдшнеп показывается из-за вершин ближайших деревьев, я спокойно поднимаю ствол и выцеливаю птицу. Брать большое упреждение при стрельбе вальдшнепа не надо, выцелите кончик носа, слегка проведите и нажимайте на спуск.

Стрелять на тяге приходится не дальше 30—40 шагов, поэтому дробь не должна быть крупной. Лучше всего пользоваться дробью № 7 и 8 и лишь для дальнего выстрела надо иметь патроны, снаряженные дробью № 6.

Тяга вальдшнепа прекращается с наступлением темноты.

Иногда отыскать добычу, упавшую в заросли, да еще в темноте, непросто, потому при охоте на вальдшнепа неплохо иметь собаку или хотя бы фонарь.

Признаться, на тягу вальдшнепа я хожу прежде всего для того, чтобы полюбоваться весенней красотой природы. Лишь иногда приношу домой пару добытых птиц, хотя при желании мог бы перестрелять их все до единой. Но зачем? Получил удовольствие от точного выстрела, еще раз проверил себя — и достаточно. Само пребывание в весеннем лесу — неповторимое наслаждение. А вот заезжие охотники нередко молотят, наверное, до последнего патрона. Как будто они временщики на этой Земле, и им совершенно наплевать на то, что останется здесь завтра.

Дмитрий ВОИНОВ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter