Трое на одного

Жаркие дискуссии вокруг музыкальной моды
Жаркие дискуссии вокруг музыкальной моды

Пару недель назад в Каннах, на музыкальной ярмарке «МИДЕМ», побывал продюсер лейбла «Вигма» Владимир Максимков. Он был впечатлен масштабом и музыкальным многообразием выставки. И поспешил во всех белорусских СМИ оставить интервью–выводы из «МИДЕМа–2008». Продюсер утверждает, что 75 процентов отечественной поп–музыки — это «нафталин». И для того чтоб выводить местный шоу–бизнес из сумрака, всем нашим артистам нужно срочно выезжать в Канны — постигать азбучные истины музыкальной индустрии на «МИДЕМе». С Максимковым категорически не согласен продюсер Евгений Калмыков (проекты «Ляпис Трубецкой», «Мери Поппинс», «ТТ–34»), а также Владимир Кубышкин (продюсер Анны Шаркуновой и Германа Титова). Композитор Леонид Ширин (группа Da Vinchi) отчасти согласился с категоричными заявлениями продюсера «Вигмы»...

Дискуссию виднейших белорусских деятелей шоу–бизнеса открывал Владимир Максимков.

Даешь «J:Морс» на «МИДЕМе»!

— Володя, на моей памяти только одна группа из СССР однажды заинтересовала на «МИДЕМе» американских промоутеров — это были «Песняры» в далеком 1976 году.

— Так что, теперь не ездить никуда? Слушать только «Песняров»? Я тебя уверяю: Европа жаждет музыки хорошей и разной. Если мы хотим продвигать музыку нашей страны, то это нужно делать на «МИДЕМе», а не на «Евровидении». Я провел там достаточно времени, видел множество концертов и убежден, что, к примеру, наш ансамбль «Хорошки» наверняка заинтересует каннскую публику. Группа «Яблочный чай» — отличный джаз–рок, тоже не будут смотреться на «МИДЕМе» забитыми людьми. По–настоящему живые группы «J:Морс», «Ляпис Трубецкой», «Крамбамбуля» смогут достойно там выступить, Алексей Шедько, да много кто. И естественно, поющие под фонограмму девочки не представляют интереса. Я, конечно, понимаю, что у нас в Беларуси на группу «Топлесс» есть спрос. Но, послушайте, пусть тогда эти девочки не называют себя артистками. Они — «чесальщицы» или «косильщицы», как угодно, но только не артистки.

— Давно хотела у тебя спросить: что такое «нафталин» в твоем понимании?

— «Нафталин» — это значит немодная музыка. Послушай песни на наших FM–станциях: все композиторские ходы устарелые, музыкальный материал куцый. Не в последнюю очередь это происходит из–за того, что у нас до сих пор популярна советская эстрада. Мы другого ничего не умеем придумать, наверное, если все время обращаемся назад, эксплуатируя мелодии и ритмы советской эстрады. Тем временем Европа идет вперед семимильными шагами, у них каждый год меняется звук, тембр, подача материала. Наши пресловутые «75 процентов» закрепили за композиторами некий образец для подражания: теперь все пишут песни, как Олейников или под Олейникова. Я неплохо отношусь к Максиму, но его музыка не может быть образцом. Так мы окончательно себя загоним в ситуацию, где музыкой будем считать композицию «один палка, два струна».

Владимир Кубышкин, продюсер: «Работать надо, а не по «мидемам» ездить»

— Я был на «МИДЕМе», потратил там кучу денег и понял, что никогда больше туда не поеду, пока у меня не будет артиста, который поет на английском языке европейскую музыку. Вот г–н Максимков говорит: «Пусть «J:Морс» едут в Канны». А зачем? Коллектив потратит 4 тысячи долларов на визы, перелет, проживание, и все это только для того, чтобы кто–то там в Каннах им похлопал? Бред просто. Русскоязычные, белорусскоязычные музыканты никому не нужны в Европе и никогда не будут нужны. Нам нужно признать наконец, что наша страна — маленькая. Маленькая — не значит плохая. Себя прокормить в Беларуси могут только артисты, работающие в формате корпоративных выступлений. У нас с Аней Шаркуновой девять из десяти концертов — это дни рождения, юбилеи, свадьбы. И то со свадьбами сложнее: невесты против участия Шаркуновой... И на всех этих корпоративах никому не нужна модная европейская музыка, народ хочет расслабляться, у людей праздник, им нужно, чтоб весело было. А все эти понты... Например, Полина Смолова в последнее время активно осваивает жанр r’n’b. Для кого она собирается петь? Покажите мне, кто у нас тут модный? Тимати? Я сомневаюсь, что у Тимати в Москве есть аудитория. Понимаешь? А у нас есть такой артист Дмитрий Сергеев. Его по телевизору почти не показывают, но у него работы на корпоративах — вал, он такой белорусский Басков, и люди с удовольствием его приглашают.

— Шаркунова под фонограмму поет?

— Я всегда говорил и говорю, что Аня работает только вживую. Естественно, концертные площадки и клубные помещения у нас не оснащены для живых выступлений — на звуке все экономят, Аня рвет глотку на таких концертах, — а это плохо. Она потом неделю не то что петь — говорить не может... Но мы подумываем сами купить себе профессиональное концертное оборудование, и для этого нам совсем не нужно ехать на «МИДЕМ».

Евгений Калмыков, продюсер: «Мы готовы порезвиться в мировом масштабе»

— Я тоже впечатлительный человек. Вполне понимаю Владимира Максимкова. Он, видимо, редко выезжает в Европу на музыкальные фесты — вот у него голова и вскружилась. Говорить о том, что «МИДЕМ» нас спасет, может только неисправимый романтик. Проблема белорусского шоу–бизнеса совсем не в этом. Живя в Минске или Гомеле, музыканты воспринимают свои города как музыкальный рынок и пытаются заработать деньги у себя дома, воюют друг с другом, выясняют, кто хорошо играет, а кто плохо... Мне видится, что изначально артисты должны ставить перед собой большие задачи. Почему у нас никто не думает о том, как покорить мир? Максимум, о чем мечтают наши музыканты, — как бы российский рынок освоить. Часто мне звонят и говорят: «Помоги в Москве раскрутиться». Почему в Москве, а не в Нью–Йорке? Мир–то большой. Нужно пытаться сделать универсальный музыкальный продукт.

— Альбом «Капитал» группы «Ляпис Трубецкой» — это универсальный продукт?

— Нет, этот альбом рассчитан на постсоветское пространство. А вот следующий альбом «ляписов» будет универсальным — мы готовы порезвиться в мировом масштабе. Кстати, клипы «Капитал» и «Золотая антилопа» — это универсальный продукт. Европейские музыкальные телеканалы взяли «Капитал» в жесткую ротацию, даже в Бразилии нас крутят.

— Михалок сам отказывается от плохих клипов или это твоя стратегия?

— И то и другое.

— Это прекрасно, а то, знаешь, жалко бывает: вот хорошая песня у группы beZ bileta, а клип слабенький, тема «аватары» не раскрыта...

— Со стороны Артиста это большая глупость — соглашаться на слабенькие видеоролики. Я понимаю, белорусский менталитет срабатывает: потратил же уже тысячу баксов на клип — жалко выбрасывать. По мне, так лучше ничего не делать, чем создавать себе посредственный образ. Мы уже точно этим «наелись» и больше таких ошибок не делаем.

Леонид Ширин, композитор: «Функции продюсера и музыканта нужно разделять»

— Я во многом согласен с Владимиром Максимковым...

— Даже в той части, где он утверждает, что современные композиторы пишут музыку «как Олейников» или «под Олейникова»?

— О себе бы я такого не сказал. Я считаю себя композитором, у которого на рынке присутствует определенное количество музыкальных произведений, значит, моя музыка — это не вчерашний день и уж точно она сделана не «под Олейникова».

— Однако многие слушатели подмечают однообразие современных популярных песен.

— Все исходит от желания публики, современным композиторам трудно переплюнуть словарную лексику советских мастеров. По большому счету, наша эстрада сегодняшняя — это каверы советских песен, составленные по классическим канонам поп–музыки.

— И некуда развиваться?

— Если шоу–бизнес рассматривать как клоунаду, то да, есть куда развиваться. Но если моральную составляющую брать — советские образцы песен останутся надолго. Также соглашусь с тем, что у нас мало артистов, которые позволяют себе петь «живьем». Здесь у нас проблем выше крыши. Поэтому с огромным уважением отношусь к Денису Дудинскому, который всегда поет без фонограммы, причем это его личная инициатива. Я убежден: если мы будем ездить на «МИДЕМ» и видеть, по каким законам развивается мировой шоу–бизнес, — лучшие из нас задумаются.

— А почему вы до сих пор не на «МИДЕМе»?

— Моему поколению достаточно того, что мы удержались на плаву в 90–е годы, пережили музыкальное безвременье, безвкусицу и культурный ужас. Кое–что научились делать, и сейчас нам нужно стараться выполнять свою работу как можно лучше. А «МИДЕМ» — это ярмарка для амбициозных двадцатилетних музыкантов, готовых воспринимать новую информацию. С другой стороны, если я буду писать хорошую музыку, а продюсер Вова Максимков будет готов ее продавать в Европе — ничего не имею против. Если он сам или другие продюсеры готовы оплатить наши расходы по пребыванию в Каннах — я буду только счастлив посетить «МИДЕМ». По–моему, даже в белорусский шоу–бизнес пришло понимание того, что функции продюсера и музыканта нужно разделять. Композитор сочиняет музыку, артист ее исполняет, а продюсировать музыкальный продукт, продавать его в Европе — это уже совсем другая профессия.

Фото БЕЛТА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter