Триумф норвежского белоруса

Судя по лидерам нынешней песенной Олимпиады, старушка Европа истосковалась по незамысловатым музыкальным сказкамКак бы ни подтрунивали над шоу, сопровождавшими на «Евровидении» выступления Димы Билана (в первый раз был рояль с балеринами, во второй – скрипично-ледовое «окаймление»), тем не менее в этом году рояли и балерины то и дело возникали в номерах конкурсантов разных стран. А уж смычковых инструментов на сей раз и вовсе было не счесть.

Если бы не жесткое ограничение – не больше шести человек на сцене, наверняка организаторам пришлось бы задуматься об оркестровой яме. Со скрипкой в руке покорил сердца европейцев и 23-летний Александр Рыбак – представитель Норвегии. Кстати, на его запонках, которые он считает своим талисманом, тоже изображена скрипка. Но конечно же вовсе не виртуозной игрой на этом инструменте обратил на себя внимание многомиллионной аудитории харизматичный юноша. Песня «Сказка», которую он написал сам, путешествуя по норвежским деревушкам, после первого же прослушивания поднимает настроение и зажигает в душе разноцветные фонарики…
Этот озорной мальчишка оставил далеко позади себя и изо всех сил пытавшихся источать сексуальность мачо, и стремившихся покорить публику всяческими сценическими «изюминками» поп-див, и исполнителей с мировыми именами. По крайней мере, такого разрыва в оценках – в 169 баллов! – между первым и вторым местами «Евровидение» еще не знало.
Не меньше норвежцев радовались этой победе белорусы, поскольку Саша родился в Минске и жил в нем четыре года, пока измотанные квартирным вопросом родители-музыканты не решились в перестроечные годы поискать счастья за границей. Победа Рыбака хотя бы опосредованно воодушевила белорусов, раздосадованных невыходом в финал Петра Елфимова.

Горький ШОКОлад
Беларусь приложила максимум усилий, чтобы громко заявить о себе на «Евровидении-2009». Она, как никакая другая страна, не поскупилась на промо-продукцию – диски, буклеты, открытки, майки, сувениры, водочные наборы, глазированные сырки, мороженое, увесистые коробки конфет, шоколадки… Самой заметной, по общему признанию, выдалась и белорусская вечеринка в «Евродоме». К постановке номера привлекли польского режиссера Януша Юзефовича. Да и сам Петр Елфимов – один из лучших певцов Беларуси, профессионал с большой буквы.
– Я сделал все, чтобы представить Беларусь достойно, и своим выступлением доволен, – искренне заявил Петр. – Представители практически всех делегаций подходили ко мне и говорили, что это было здорово.
Увы, как бы ни менялись условия голосования на «Евровидении», по-прежнему многое решает то, как распределяются страны по полуфиналам. В этом году Беларусь по воле жребия попала в первый полуфинал и оказалась в своеобразной «изоляции», так как Россия, Украина, Латвия, Литва, Польша, Сербия, Молдова, Азербайджан, которые традиционно ее поддерживают, голосовали во втором полуфинале. Вполне понятно, что ни Андорра, ни Мальта, ни Швеция, ни Швейцария, ни Исландия, ни Бельгия, ни Турция, ни Румыния, ни Португалия, ни Финляндия не имеют историческо-региональных предпосылок «приподнимать» малоизвестную им Беларусь. Впрочем, как свидетельствует история «Евровидения», если появляется очевидный лидер, сумевший влюбить в себя за три минуты миллионы зрителей, перед ним снимает шляпу вся Европа. Как это и произошло со «сказочной» победой Александра Рыбака. А ведь норвежцы не привезли с собой никакой промопродукции, они не устраивали шумных вечеринок и скандалов.

Что важнее – песня или шоу?
В последнее время все чаще разгораются споры: что важнее на «Евровидении» – песня или сопровождающее ее шоу? Не обошлось без дискуссии на эту тему и в Москве.
– Сегодня ситуация в музыке совершенно изменилась, существует много направлений, движений, – считает Дима Билан. – Возможно, воспитанный на классике человек не может понять новые приемы. Но таковы реалии: просто песня без яркого антуража рискует остаться незамеченной.
Аналогичного мнения придерживаются многие эстрадные «небожители». Но не случайно «Евровидение» снискало славу непредсказуемого конкурса. В этом году в особом фаворе оказалась… скромность. То ли в условиях кризиса идет непроизвольное отторжение сценических излишеств, то ли Европа ими насытилась еще до экономического спада… Тем не менее не сумели сразить наповал зрителей своими экстравагантными шоу ни украинка Светлана Лобода, устроившая на сцене целый спектакль и развернувшая в СМИ мощнейшую пиар-кампанию, ни грек Сакис Рувас, эротично плясавший на некой светящейся конструкции «под дудку» продюсера Филиппа Киркорова, ни немецкий дуэт, пытавшийся “возбудить” всех стриптизом в исполнении королевы бурлеска Диты фон Тиз.
Не попали под настроение европейской публики музыкальные «комиксы», представленные сербами и голландцами. Не произвел ожидавшегося фурора и «рояль в кустах» – молодой британской певице Джейд Ивен аккомпанировал автор ее песни, король мюзиклов Эндрю Ллойд Веббер (впрочем, пятое место из двадцати пяти – тоже неплохо).
Зато «сказочная принцесса» – 18-летняя Йохана из Исландии – обошлась без всяких сальто-мортале и огнеметаний, просто вышла и спела еще одну ласкающую слух песню-сказку «Is It True?». Результат – второе место. В то же время давно пребывающая в статусе звезды Патрисия Каас, тоже отказавшаяся от какого-либо шоу, заняла лишь восьмое место. А вот зажигательная композиция «Always» обеспечила азербайджанскому дуэту Айсель и Араш третье место. Вот уж действительно непредсказуемый конкурс.

Старость зрителям не в радость…
Несмотря на то что в России изначально не питали особых иллюзий насчет возможности выйти в победители «Евровидения» второй раз подряд, Анастасия Приходько участвовала в нем не ради галочки. Поначалу она хотела представлять Украину – не получилось, а вот в России «фабрикантка» отборочные испытания прошла. Да и с продюсером-композитором ей повезло – Константин Меладзе написал песню «Мамо», исполненную Анастасией на русском и украинском языках.
Вместо шоу певицу окружали экраны с ее же лицом, стареющим за несколько минут на пятьдесят лет. Сложнейшее видео, процесс создания которого, как правило, занимает месяцы, было сделано за две недели. «Мне понравилось, как я буду выглядеть в старости, – заявила Настя. – Я решила, что никакой пластики делать не буду».
По итогам голосования, российская представительница заняла 11-е место, поднявшись на одну ступеньку выше украинской конкурсантки Светланы Лободы.
Высокая планка
Тем не менее Россия торжествовала на «Евровидении» второй год подряд. Сначала была творческая победа в Белграде, где вторая попытка Билана выйти в лидеры увенчалась успехом. И вот сейчас – организационно-техническая победа. Такого этот конкурс за всю свою 54-летнюю историю еще не видывал. На две недели спорткомплекс «Олимпийский» превратился в концертную площадку, оснащенную по последнему слову техники, – даже видавшие виды мэтры шоу-бизнеса были приятно удивлены. Здесь установили самое современное звуковое оборудование – общая мощность звуковых установок зала превышала 150 киловатт. Для оформления сцены было использовано около 2 тысяч квадратных метров новейших светодиодных экранов – их собирали по всей Москве и позаимствовали даже за рубежом. Плюс более 1,8 тысячи световых приборов. Общий вес всевозможных подвесных конст-рукций составил 140 тонн.
– Нынешний конкурс задал новые стандарты качества в индустрии развлечений, – заявил президент Европейского вещательного союза (ЕВС) Жан-Поль Филиппот. – Свет, звук, операторская работа – все просто великолепно! Следующим организаторам «Евровидения» будет очень сложно – слишком высоко поднята планка в Москве.

До встречи в Норвегии!
Даже человеку, далекому от бухгалтерских дел, ясно: денег все это стоило немалых. Точная сумма еще не оглашалась. Известно лишь, что 1 миллиард рублей на проведение конкурса выделило российское правительство, 200 миллионов «отстегнули» из московского бюджета. Не поскупился и куратор нынешнего «Евровидения» – Первый канал. Глава российского правительства Владимир Путин, посетивший спорткомплекс «Олимпийский» перед открытием конкурса, увиденным остался доволен.
Руководство Норвегии с удовольствием восприняло весть о том, что в следующем году лучшую европейскую песню будут выбирать в этой стране. Символично, что победа Александра Рыбака совпала с национальным праздником – Днем Конституции Норвегии. По мнению главного героя «Евровидения-2009», победить ему помогло белорусское происхождение: «В Беларуси и России есть чувство меланхолии, ностальгии. В Норвегии – все веселые, радостные. Смесь этих качеств и дала такой интересный результат».
Кстати, Сашу еще увидят и услышат в этом году в Москве, впереди у него большой гастрольный тур по двадцати странам. Не объедет он стороной и Беларусь, где его заждалась в гости бабушка. А уже в начале лета выйдет в свет новый альбом Рыбака, название уже известно – «Сказки». Одну из этих «сказок» сегодня с удовольствием слушает вся Европа.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter