Трицикл мечты

Техническое творчество молодежи не нуждается в государственной поддержке?

Техническое творчество молодежи не нуждается в государственной поддержке?

Дам, пытающихся проникнуть в его мотомир, Виталий Пивнюк терпит, как зубную боль. Мне бы оставить парня в покое, а я, как дятел, стучу и стучу в него своим вопросом: «Вы это сами построили?»  А он снова и снова, сдерживая раздражение: «Сам!» 

Дело было так. Отправляясь в Брест для организации областного культурно-исторического автоклуба, Владимир Михалев, руководитель республиканского молодежного объединения «Белорусская федерация старинной автотехники «Баретро», взял с собой и  меня, чтобы познакомить с парнем, построившим машину под названием «трицикл». Своими глазами увидеть, что серьезного можно создать в типовом индивидуальном гараже, многого стоит. Был еще один журналистский интерес: неординарная личность конструктора. 

В день встречи к Виталию приехали друзья из Польши – братья по духу, единомышленники по мотодвижению. Устроившись ожидать хозяина в его «додж»-минивэне, они отдали мне первенство побеседовать с Виталием. Вошла в гараж и – ах! Как еще женщина может выразить свое восхищение неожиданной красотой. Потом станет ясно, что именно этот критерий является определяющим в его оценке любимых мотоаппаратов. Свой трайк он делал прежде всего красивым. Ему нравится, что получилось. Но творческой личности свойственна неудовлетворенность: начни заново — кое-что сделал бы по-другому. 

Что же построил Виталий Пивнюк? То, чему нет аналогов. Да, колеса три, руль, как у приличного байка. Но это вам не примитивный мотоблок и не стандартная эклектика автомобиля и мотоцикла с несерьезной рамой и слабой подвеской. Друзья находят сходство с хищником. Мне он таким не показался. Он наряден, но без излишеств. Минимум хрома, максимум гармонии. Печать вкуса очевидна. А в общем, как нет другого Виталия Пивнюка, так не найти похожей машины. Мобильность и индивидуальность как основные потребности глубоко укоренились в человеческой природе. Парень из Бреста в своем гараже, похожем на приспособленную для долгого проживания мастерскую, создал машину, которой логичнее выезжать из дизайнерско-инжинирингового салона или стильного тюнингового ателье. Виталий – три в одном: инженер, стилист, технолог. Да мало ли кем пришлось побывать! Без друзей вряд ли осилил бы проект. По мнению конструктора, разглашать все примененные технические  ноу-хау пока преждевременно. Но уместно дать техническо-историческую справку об этой оригинальной технике. 

Машины с одним передним колесом и двумя задними развивались практически параллельно остальному автомобильному и мототранспорту. В конце XIX века французский «Де-Дион Бутон» («De Dion Bouton») – ведущий завод по трициклам. В его производстве как комплектные машины, так и двигатели к ним. Они широко использовались другими фирмами во Франции, а также в Германии, Италии, Англии, России. В России выпускались фирмой «Лейтнер». Именно на трицикле один русский спортсмен в 1898 г. выиграл первые в России мотоциклетные гонки, а другой в 1900 г. совершил многокилометровый пробег из Петербурга в Париж на трицикле. Широкая общественность СССР о трайках узнала, пожалуй, во второй половине 80-х, после выхода кинофильма «Безумный Макс». Американцы приписывают себе наибольшую популярность этого вида транспорта. Всплеск спроса наблюдался после возвращения байкеров со Второй мировой инвалидами. Затем первенство по выпуску этих аппаратов перехватили немцы. 

Современные трайки – не банальные самоделки для перевозки сельхозпродукции или силовая помесь авто и мотоцикла для взятия преград на пересеченной местности. Это солидные агрегаты на основе туреров типа «Honda», «Harley-Davidson», «BMW». Их строят небольшие фирмы в Германии, США. Изумительны концепты от японских дизайнеров. Некоторые фирмы выпускают даже конструкторы, из которых владелец сам превращает мотоцикл в трайк. У них серьезная начинка: прочная стальная рама, классический 4-цилиндровый двигатель объемом 1,8 литра (у Пивнюка – 2 л), КПП механическая 4-ступенчатая (у Пивнюка – коробка-автомат), независимая подвеска задних колес. Обувка – покрышки гигантских размеров. Максимальная скорость – 145 км/ч (у Пивнюка – 161 км/ч). Обходится такой эксклюзив при покупке под 30 тысяч евро. Чем индивидуальнее образец, тем дороже. 

Что, как не любовь, помогло Виталию преодолеть массу трудностей на пути к достижению своей цели? Увы, в нашей машиностроительной державе не лелеют самородков, чьи таланты простираются в области автомобильной техники. Для парней, проявляющих интерес к конструированию, дизайну, тюнингу автомотоагрегатов, нет условий и возможностей цивилизованно реализовать свои умения. Они правдами и неправдами раздобывают «строительный материал», а потом годами создают свои произведения где придется, иногда финансируемые бизнесменами-любителями. По словам Владимира Михалева, даже у государственной программы «Молодежь Беларуси» на 2006—2010 годы исключен ранее существовавший раздел о научно-техническом творчестве молодежи. Лишь упорные творят вопреки реалиям действительности. 

P.S. Председатель БФСА «Баретро» Владимир Михалев оказывает самодеятельным конструкторам содействие в прохождении технической экспертизы их изобретений. Ее осуществляет Научно-исследовательская и испытательная лаборатория транспортных средств НИИ БНТУ. Заключение позволит полноправно и адекватно зарегистрировать самодеятельную автомототехнику в ГАИ. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter