Трио на трубе

Всегда считала, что представителей такой романтической профессии, как трубочист, можно встретить в Таллине, Риге, в небольших городах Западной Европы, но никак не на Могилевщине.
Всегда считала, что представителей такой романтической профессии, как трубочист, можно встретить в Таллине, Риге, в небольших городах Западной Европы, но никак не на Могилевщине. И вдруг недавно на центральной улице Краснополья около здания райисполкома увидела двух мужчин в характерной экипировке. Прохожие относились к дуэту абсолютно спокойно. И никто не пытался дотронуться до их одежды, чтобы стать счастливым, - видно, люди совсем подзабыли приметы.

Позже выяснилось, что "своих" трубочистов в Краснополье все же нет, а трубы краснопольских домов чистят специалисты из Кричева. Мне вдруг захотелось не только познакомиться с людьми, выполняющими столь экзотическую работу, но и самой хотя бы на день стать "трубочисткой".

Не полезу!

- Значит, решила переквалифицироваться? - улыбнулся Петр Маврин, мастер Кричевского производственного участка Могилевского комбината противопожарных работ при Белорусском добровольном пожарном обществе. - Не возражаю, только для начала нужно пройти инструктаж.

Мастер ознакомил меня с правилами техники безопасности и заставил расписаться в журнале, потом выдал спецовку (только сапог моего размера в конторе не нашлось).

- А каска, рукавицы? - разочарованно спросила я.

- Не положены, - отрезал руководитель. - Все, едем на объект.

Вид у меня, судя по всему, был весьма необычный. Когда мы выгрузились из машины около контрольно-пропускного пункта военного городка Кричев-2, вахтер спокойно пропустила на охраняемую территорию работников пожарного общества, водителя и фотокорреспондента, а меня вдруг попросила задержаться и оформить пропуск, да еще отметиться у дежурного офицера, который тоже не смог скрыть удивления при виде "трубочистки".

"Объект" - пятиэтажный жилой дом с плоской крышей, поначалу страшным не казался: высоты боюсь с детства, но здесь в первые минуты думалось, что добраться до трубы будет не так уж сложно. И только поднявшись на верхний этаж и увидев шаткую металлическую лесенку, без всякой страховки болтающуюся под потолком, поняла: этого испытания мне не выдержать.

- Не полезу! - топнула я ногой. - Мы так не договаривались, я подряжалась работать на одноэтажном доме.

- Так ведь откуда заявку получили, там и работаем, - пытался вразумить меня мастер. - Лезь, говорю, ребята помогут.

Но у меня кружилась голова и дрожали коленки. И "ребята" - Владимир Карасев и Александр Азаренко, - попытавшиеся было втянуть меня наверх за руку, одновременно подталкивая сзади, отказались от этой затеи.

- Знаешь, - махнул рукой мастер, - пусть Володя чистит, а ты иди в квартиру, сажу выгребай, стажируйся.

Черная работа

Многоквартирные дома с печным отоплением отходят в прошлое, их можно встретить разве что в самых отдаленных деревнях. Устарело и название профессии трубочист. Теперь люди, которым приходится иметь дело с трубами, называются контролерами-приемщиками газового и печного хозяйства: сами находят трубы, нуждающиеся в чистке, сами устраняют неполадки. Но работы для них по-прежнему хватает: и в частном секторе с печным отоплением, и в высотных домах с газовыми колонками. Трубы специалисты называют каналами - вентиляционными, газовыми или дымовыми. Каналы бывают продольными и поперечными, но периодическая чистка обязательна для каждого.

Если печь начинает дымить, совсем не факт, что она неисправна. Тяга пропадает, когда в трубе образуется пробка из сажи. Чтобы устранить "аварию", специалисту потребуется часа два: пробка разбивается металлическим шаром, привязанным к жерди или веревке, затем труба прочищается специальной щеткой-ершом или обычными еловыми лапами. В деревнях многие хозяева приспособились сами выполнять эту работу, а старики обращаются за помощью к соседям помоложе.

Я с трудом удерживала в руках металлический заостренный предмет в форме цилиндра.

- Это клин, он используется вместо шара в особо сложных случаях, - терпеливо учил "стажерку" уму-разуму Владимир Карасев.

Когда "коллеги" начали сноровисто орудовать нехитрым инструментом на крыше, меня мастер повел на второй этаж

: - Здесь клин остановился, дальше не идет. Значит, чистим в этой квартире.

Полчаса я старательно выгребала сажу через отверстие в стене, а когда случайно глянула в зеркало, ужаснулась: на меня смотрела настоящая "трубочистка" с чумазыми щеками и черным кончиком носа. Зато Владимир и Александр и после того, как проделали всю грязную работу, выглядели вполне опрятно. Поднимать меня на смех мужики не стали. "Приспособишься", - добродушно изрек Александр.

Злейшие враги печных труб - галки. Лишь только устанавливается теплая погода и хозяйки перестают топить печи (в летние месяцы сегодня и в деревнях предпочитают готовить на газе), птицы тут же норовят свить в трубах гнезда, таскают в них паклю, мох, мелкие веточки. В ненастный день надумает бабка затопить печь, а печурка только чадит, греть не хочет. Иногда птичьи "подворья" забивают дымоходы посильнее пробок из сажи.

56 рублей на... троих

...Главный сюрприз ждал меня в конторе, когда в обеденный перерыв мастер принес прейскурант и стал читать расценки. Как вы думаете, во сколько обойдется заказчику чистка трубы? В 560 рублей! Но исполнитель не получит на руки и этих денег, потому что они - доход предприятия. А наша зарплата на троих - Володю, Сашу и "стажерку" - составит... 10 процентов от уплаченной клиентом суммы - 56 рублей. За чистку горизонтального, так называемого поперечного, канала с вас возьмут еще меньше - 100 рублей. Дальше арифметика та же - 90 рублей фирме на бензин, налоги и развитие, 10 - работнику, который придет чистить. Только чистить не придут. Заказывать такую услугу саму по себе, не "в ассортименте", не принято.

- Невыгодно это, - оправдывались работники добровольного пожарного общества. - Мы не только ничего не заработаем, но и убытки не покроем.

И действительно, без машины чистить трубы не поедешь: нужно везти лестницу, инструменты. А это дополнительные затраты - бензин, зарплата водителя.

Трубы в райцентре все же чистят, но в комплексе с ремонтом печей, другими работами. Заказчиками чаще бывают не жильцы домов, а коммунальные и социальные службы. Ведь "спецы" комбината умеют капитально ремонтировать печи, менять топочные дверки, колосники.

Чериковский жилкоммунхоз прислал кричевцам заявку на осмотр вентиляционных каналов в жилых домах по улицам Рокоссовского, Болдина и Комсомольской. В Чериков, Краснополье местным специалистам приходится ездить нередко - в этих райцентрах нет участков комбината противопожарных работ, приходится выручать.

Средняя зарплата сотрудников участка - 100 - 120 тысяч рублей. На участке я не встретила ни одного человека с внешностью "забулдыги", а в здании конторы, вросшем в землю домишке, всегда поддерживаются чистота и порядок. И все же бедность ощущается и в старенькой мебели, и в допотопных телефонных аппаратах, и в отсутствии факсов-компьютеров. Так что, наверное, не мешало бы властям Могилевщины всерьез задуматься о поддержке добровольного пожарного общества, выполняющего такую нужную людям работу. Иначе в ближайшие годы некому станет чистить наши трубы, ремонтировать газовые колонки и заправлять огнетушители.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter