Трио на батике

Три молодые художницы объявили себя участницами "Движения НО" и устроили в залах Музея современного изобразительного искусства выставку своих работ на ткани, в основном в технике батика.
Три молодые художницы объявили себя участницами "Движения НО" и устроили в залах Музея современного изобразительного искусства выставку своих работ на ткани, в основном в технике батика.

Все они - недавние выпускницы отделения художественного ткачества Белорусской государственной академии искусств.

"Я осознанно выбрала минимум изобразительных средств", - излагает Елена Ободова свои эстетические цели. И действительно, художница выставила идеальные круги чистых спектральных цветов. "Черный квадрат" Малевича - выразительная точка в конце искусства - имел бы смысл, если бы Малевичу действительно удалось искусство закрыть. Но искусство живо и через сто лет. Так за кругами Ободовой - прямо декларированная ею скромность: она отстраняется, чтобы не навязывать себя зрителю. Но и там, и здесь прочитывается одно и то же - общее заблуждение: предельно простая форма представляется художником предельно насыщенной.

Так что после "квадрата" Малевича никакие геометрические фигуры зрителей уже особенно не пугают и не шокируют, но, как можно было заметить на выставке Елены Ободовой, не особенно и останавливают.

Чисто декоративные, решенные в мягкой, я бы сказал, ковровой гамме работы Екатерины Нечай-Ницевич выглядят приятными, уместными в любой гостиной. Эстетическое кредо Екатерины, которое художница, так же как ее товарки, решила сформулировать для себя и для зрителей к началу выставки, становится, по правде говоря, излишним, чтобы не сказать искусственным: "Вода... движение... путь ко второму рождению, к чистоте... След-образ человеческого присутствия... Следы моих борений..."

Средний зал выставки занимают работы Ольги Редникиной. Вот свисающие отдельными полосами полотнища, где в сизом приглушенном тумане обитают искаженные, не похожие на себя рыбы, а сверху, объединяя все это, длинная узкая ладья вроде египетской, и на ней причудливые человечки-кляксы. "Сон, исчезающий на заре" - название дохнуло чем-то милым, теплым и грустным...

Однако смутные мечтания мои оказались далеки от того, что имела в виду Ольга. "Без движения нет развития, нет жизни, нет смысла... - писала она в исповедывании эстетической веры. - Но сейчас вокруг ничего, кроме хаоса. Понять хаос невозможно, и бессмысленно говорить, ведь слова, вливаясь в хаос, только множат его". "Исчезающий сон" по Редникиной - память о прежнем цельном мире и гармоничном человеке с нерасщепленным сознанием. Представляя выставку, выступающие немало говорили о современном искусстве. Думается, это ненужная тавтология. Искусство, когда оно искусство, всегда уже по определению своему современно, потому что оно рождается каждый раз заново, художник заново постигает его законы и тайны, как свои. Другого пути нет. И выставка "Движения НО" в очередной раз это подтвердила.

Выставка продлится до 21 июня.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter