Тридцать лет спустя: 5 декабря в Большом театре Беларуси состоится премьера новой авторской редакции «Ромео и Джульетты»

Разговор об этом был задолго до того, как народный артист СССР Валентин Николаевич Елизарьев  вернулся в театр в должности художественного руководителя.

Меркуцио - Константин Кузнецов

Еще в феврале на пресс-конференции перед премьерой «Тоски» генеральный директор Большого театра Владимир Гридюшко озвучил масштабную программу обновления постановок Елизарьева, рассчитанную ни много ни мало на три года. Ведь все его спектакли, несмотря на солидный возраст, по-прежнему сохраняют свою художественную ценность и пользуются успехом у зрителя.

- В сентябре мы ненадолго остановим прокат «Ромео и Джульетты», чтобы подготовить новую редакцию, - поведал тогда журналистам Владимир Гридюшко. - Этим будет заниматься Валентин Николаевич. Новая редакция выйдет в ноябре-декабре. Дальше мы точно так же поступим с «Болеро» и «Кармен-сюитой». Их выход запланирован на декабрь 2019 года.  Потом будет «Сотворение мира».

Пока эта программа неукоснительно выполняется.

Синьора Капулетти - Татьяна Шеметовец  Тибальд - Юрий Ковалев

«Ромео и Джульетта» на музыку Сергея Прокофьева - один из самых ярких и успешных спектаклей Валентина Елизарьева. Его премьера состоялась ровно тридцать лет назад  - 2 ноября 1988 года. В партии Джульетты блистала нежная и трепетная Инесса Душкевич, в партии Ромео - Владимир Иванов. За дирижерским пультом был выдающийся мастер Геннадий Пантелеймонович Проваторов. И, в довершение счастья, впечатляющая сценография Эрнста Гейдебрехта.

Справедливости ради необходимо отметить, что первая постановка «Ромео и Джульетты» на белорусской сцене состоялась на два десятилетия раньше, 9 июня 1968 года, как раз в ту пору, когда по миру триумфально шествовал одноименный фильм Дзефирелли. Ее автором был  Отар Дадишкилиани, сценографию создал Евгений Чемодуров, партию Джульетты исполняла Ирина Савельева, партию Ромео - Валентин Давыдов. Дирижировал народный артист Казахстана Газиз Дугашев. Это была его последняя премьера в должности главного дирижера Большого театра оперы и балета БССР.

Ту постановку помнят сейчас только театроведы. А балет Елизарьева стал событием в истории белорусской культуры и прогремел на весь мир. Достаточно вспомнить осенние гастроли 2001 года в Нидерландах, когда наш балетный театр в течение месяца дал в 16 городах 17 спектаклей, из которых только одно «Лебединое озеро», а остальные - «Ромео и Джульетта». Успех был огромный, билеты были раскуплены за два месяца вперед.
И вот теперь настала пора обновления. Каким оно будет - пока знает только сам Елизарьев и его артисты.

 - Это мой спектакль, который я сочинил давно, - сказал Валентин Николаевич на пресс-конференции в честь грядущего открытия IX Международного Рождественского оперного форума. - Спектакль перерабатывается, вводятся новые интересные исполнители. Те, кто увидят первый спектакль, увидят и панораму новых имен, и мою авторскую редакцию. Спектакль выпускается в очень краткие сроки - с одной сценической и одной оркестровой репетиции. Я считаю, что профессионалы должны все делать в краткие сроки. Спектакль остался с той же концепцией, что и был. И у Шекспира тоже концепция не поменялась за эти столетия. Мне кажется, все самое удачное в спектакле останется. Неблагодарное дело - рассказывать о балете словами. Его нужно чувствовать сердцем, чтобы спектакль взволновал, чтобы не было равнодушных. Я надеюсь, что определенного эффекта мы достигнем. Этот спектакль беспрерывно шел несколько десятилетий и собирал полные залы. Я думаю, он обеспечит и следующее поколение наших молодых слушателей, и любителей балета, и просто любителей искусства.

Фото предоставлены Большим театром Беларуси
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter