Три вопроса "СБ"

Насколько лирик может понять физика, настолько же могу утверждать, что в Беларуси есть ученые, способные удивить мир.
Не престижа ради, а науки для

Насколько лирик может понять физика, настолько же могу утверждать, что в Беларуси есть ученые, способные удивить мир. У Михаила КСЕНОФОНТОВА, заведующего лабораторией физикохимии полимерных материалов и природных органических соединений НИИ прикладных физических проблем имени Севченко БГУ, несколько десятков патентов, полученных за последние пять лет, и ворох дипломов-наград с международных выставок. Коллектив специалистов, который возглавляет Михаил Александрович, выдвинут на соискание Государственной премии в области науки и техники 2004 года. Сегодня ученый отвечает на традиционные три вопроса "СБ".

- Выдвижением на госпремию отмечена ваша работа по "созданию автоматизированных комплексов и технологических процессов производства ресурсосберегающей продукции". Что скрывается за сугубо научной формулировкой?

- Труд последних десяти лет. В 1994-м мы начали интенсивно изучать очень интересный материал - пенополиуретан. И добились весомых результатов. Из него можно сделать практически любую вещь. Например, подошву для обуви, модели для протезов бедра, стопы, голени, даже картины! Мы создаем, во-первых, саму технологию; во-вторых, новые изделия из пенополиуретана; и в-третьих, оборудование мирового уровня, на котором эти самые изделия производят. Вот разработали новую теплоизоляцию: за 5 лет проложили по всей Беларуси около 80 километров изолированных труб. Сэкономили ни много ни мало 14 миллионов долларов. Еще одна наша разработка - сорбенты - своеобразное сито, избирательно поглощающее вещества. Представляете, один килограмм сорбента, как губка, за полчаса впитывает от 35 до 50 килограммов нефти. Причем собранную нефть можно потом использовать. Как бы помогла эта технология испанским экологам, пару лет назад ведерками собиравшим нефтепродукты по всему побережью Галисии после крушения танкера "Престиж"! Наконец, разрабатываем установки для производства автомобильных фильтров. Почти половина всех масляных, воздушных и топливных фильтров в России производится именно на нашем оборудовании!

- Есть расхожее мнение, что у нас умеют качественно создавать научный продукт, однако с гораздо меньшим успехом продвигают эти изобретения на рынке.

- Нас это, во всяком случае, не касается. Действительно, в былые времена в НИИ велись только фундаментальные исследования, затем идею отдавали "на растерзание" всевозможным конструкторским бюро, в конце концов, технологию реализовывали на заводах. Теряли уйму времени и денег. Сейчас весь процесс сконцентрирован. Современный ученый - это человек, который не только может создать наукоемкую технологию, но ориентируется на мировом рынке, вовремя и к месту предлагает свои изобретения.

В нашей лаборатории рождается фундаментальная наука. Воплощается в жизнь она несколькими этажами ниже, в небольшом цехе. Но мало создать хорошую вещь, нужно еще и продвинуть ее на рынке. Ни для кого не секрет, что западные компании создают экономические барьеры для белорусских ученых. Не буду скромничать, марку мы держим, например, недавно вытеснили с европейского рынка конкурента - солидную швейцарскую фирму. У нас постоянные контакты с более чем 150 предприятиями Беларуси, России, Украины, Австрии, Германии. Нашими технологиями интересуются в Китае, Сирии, Ливане...

- Науку принято считать седовласой. По статистике, средний возраст кандидата наук 33 года, а доктора наук - 50 лет...

- У меня в лаборатории работает много молодых людей. Моя задача - решить их финансовые проблемы, они же должны понимать: их миссия - обогнать западных конкурентов. К слову, студенты могут заработать у нас солидную прибавку к стипендии. Как отношусь к выдвижению на госпремию? Как к признанию значимости многолетних усилий целой группы ученых, ну и как к хорошей рекламе нашей лаборатории.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter