Три вопроса критику

1. Что такое «толстые журналы»? 2. Что значит выражение «сено на асфальте»? 3. Кто такие куртуазные маньеристы?
1. Что такое «толстые журналы»?

2. Что значит выражение «сено на асфальте»?

3. Кто такие куртуазные маньеристы?

«Здравствуйте, уважаемая Людмила! В который раз встречаю у вас странное выражение: «толстые литературные журналы», или просто «толстые журналы». То есть, надо полагать, бывают они и тонкие, и средние? Как–то наивно звучит.

Иван Анатольевич, учитель, г. Брест».

Никакой ошибки нет, Иван Анатольевич. Выражение «толстые журналы» стало общеупотребительным и даже иногда пишется без кавычек. Под ним понимают солидные издания типа российских «Новый мир « и «Знамя» и наших «Полымя», «Неман», «Дзеяслоў». В России принята даже программа по поддержке толстых журналов — книги не бульварного плана выходят мизерными тиражами, а журнал открывает сразу десятки имен и напечататься в них, пожалуй, более престижно, чем издать книгу. Толстые журналы противопоставляются глянцевым, иллюстрированным популярным изданиям и СМИ вообще. «...Русская литература (вся в целом) имеет в числе многих своеобразных черт одну, чрезвычайно отличающую ее от западноевропейской. Эта черта — значительное распространение так называемых толстых журналов», — отмечал в 1912 г. библиограф Н.А.Ульянов. В Советском Союзе традиция продолжилась. В толстом журнале совмещены литературно–художественный сборник, политическая газета и своеобразная научная энциклопедия, а начинается его история от «Вестника Европы» Карамзина.

«Не маглi б вы патлумачыць выраз «сена на асфальце» з вашага артыкула? Гэта што, такая дражнiлка для людзей паходжаннем з вёскi?

Алесь К., Магiлёўская вобласць».

Насамрэч выраз гэты мае паходжанне цалкам лiтаратурнае. Так называўся зборнiк паэзii Мiхася Стральцова, якi выйшаў у 1966 годзе. Мiхась Стральцоў належаў да так званага фiлалагiчнага пакалення беларускiх лiтаратараў, большасць з якiх сапраўды паходжаннем з вёскi i, як вы ўжо здагадалiся, атрымалi фiлалагiчную адукацыю. Гэта i Яўгенiя Янiшчыц, i Анатоль Вярцiнскi, i Рыгор Барадулiн... Дык вось, асноўнай тэмай i згаданага зборнiка, i ўсёй творчасцi Мiхася Стральцова было цяжкае ўжыванне вяскоўца ў гарадскi асяродак, настальгiя па «натуральнаму» жыццю, тэма беларускай iнтэлiгенцыi, якая забываецца на сваё, пераймаючы больш прывабнае чужое... Мiхась Стральцоў марыў пра гарманiчнае суiснаванне ў душы беларуса горада i вёскi. Сёння ў нас хапае маладых пiсьменнiкаў–гараджан, якiя не ведаюць «настальгii па сене». А тэма Мiхася Стральцова таленавiта працягнута ў аповесцi Андрэя Федарэнкi «Вёска», дзе дзеянне адбываецца ў канцы 80–х гадоў мiнулага стагоддзя.

«Кто такие куртуазные маньеристы? Слышала, что вроде бы к ним относят себя и наши современники...

Анжела Рогозина, г. Минск».

Пусть не обманывает вас «исторический имидж» — термин придуман в конце 80–х годов прошлого века группой студентов Литературного института имени Горького в Москве (Вадим Степанцов, Дмитрий Быков, Константин Пеленягрэ и другие). Зачем — понятно: нужно же как–то было заявить о себе. Использовали поэты два термина: маньеризм — течение в европейском искусстве XVI века, отличающееся напряженностью образов и манерностью форм, а куртуазность — система правил поведения при дворе в средние века, которая включала куртуазную, то бишь возвышенную, любовь к Даме. В результате получилось течение в современной любовной поэзии, в котором соединились изысканность и циничный юмор. Если у вас есть желание — можете навестить сайт ордена куртуазных маньеристов в Интернете и даже принять участие в интерактивном литературном конкурсе... Нынче его тема — «Манекенщик красивый Кирилл...» Далее пишите сами в соответствующей стилистике.

Жду ваших следующих вопросов на e–mail: rublevskaya@list.ru

или в обычных письмах на адрес редакции.

Ваш критик Людмила РУБЛЕВСКАЯ, «СБ».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter