Три вопроса критику

Людмиле Рублевской

Людмиле Рублевской


Очень люблю творчество Пауло Коэльо. Почему вы не пишете о его книгах?

Oksana Blond.


На самом деле я писала о Коэльо, во всяком случае о его книге «Пятая гора» — было бы странным вовсе обойти вниманием столь известный феномен современного литературного процесса. С другой стороны, я не в восторге от художественных достоинств коэльовской прозы, и в этом мое мнение совпадает с мнением многих критиков. Например, российский литератор Авдотья Смирнова сказала, что Коэльо раздражает ее, как всякого «литературно искушенного читателя», «необычайной серьезностью, гусиной какой–то важностью... без намека на игру ума, так настоящая литература не случается». Конечно, стиль у бразильянца прост, псевдофилософские высказывания создают ощущение приобщенности к тайнам мироздания (на этом построены и книги Дэна Брауна). Но, с другой стороны, книги Коэльо выходят миллионными тиражами по всему миру. А биография какая! Даже не знаю, сколько тут придуманного... Благополучный инженер из Рио–де–Жанейро упек своего 17–летнего сына Паулу, не желающего доучиваться на юрфаке, в психушку, где строптивца лечили электрошоком. Не помогло, все равно стал писателем. Потом были бродячий театр, увлечение мистицизмом Алистера Кроули и анархизмом, тюрьма — за политические убеждения, затем крутой поворот к католицизму... То есть сюжеты для произведений есть откуда черпать. А окончательный «диагноз» творчеству поставит время.


Шаноўная Людмiла! Нядаўна прачытаў у вашай газеце матэр’ял, прысвечаны юбiлею Кандрата Крапiвы. А дзе знаходзiцца музей альбо экспазiцыя, прысвечаная нашаму слыннаму байкапiсцу?

З павагай — Анатоль Дзмiтравiч, г. Барысаў.


Асобнага музея Кандрата Крапiвы ў Мiнску няма. Але архiў захаваўся вельмi багаты. Частка яго знаходзiцца ў аддзеле рэдкiх кнiг i рукапiсаў Цэнтральнай навуковай бiблiятэкi iмя Якуба Коласа НАН Беларусi. Да юбiлея Крапiвы, якому 5 марта споўнiлася 115 гадоў, там адкрылася экспазiцыя «Пiсьменнiк, вучоны, грамадзянiн». Маюцца дакументы з архiву Кандрата Крапiвы i ў Дзяржаўным музеi гiсторыi беларускай лiтаратуры. Iх можна пабачыць на яшчэ адной экспазiцыi, падрыхтаванай да юбiлею байкапiсца, — у галерэi «Лабiрынт» Нацыянальнай бiблiятэкi Беларусi. Выстава называецца «Патрыярх беларускай сатыры», на ёй паказаны не толькi дакументы, але i асабiстыя рэчы Кандрата Крапiвы.


Уважаемая Людмила! Белорусская литература долгие годы практически не знала, что такое фантастика — хоть научная, хоть та, что сейчас называется фэнтези. Шитик, Гомолка, а далее надо долго–долго вспоминать и все равно не вспомнишь. И вдруг лет десять назад волшебным образом все переменилось. Появилась вкладка для фантастов в журнале «Маладосць», фантастические тексты стали писать не только фантасты, но и авторы мейнстрима — Анатоль Козлов, Юрий Станкевич, Серж Минскевич, Андрей Федоренко. Не обойтись и без упоминания ваших произведений: «Ночы на Плябанскiх Млынах», «Гульня ў Альбарутэнiю». Отчего это: многолетнее отсутствие прежде и искренний интерес сейчас?

С уважением, Александр.


На эту тему мы рассуждали в недавнем материале газеты «Побег от реальности» (номер от 5 марта). Я лично вижу две главные причины расцвета жанра фантастики–фэнтези на отечественной почве: во–первых, общая тенденция эскапизма, побега от реальности, возможно, поиск героя, которого реалистическая современная литература пока не дала. Во–вторых, заполнение жанровой ниши, которая ранее искусственным образом держалась пустой. Кроме того, речь идет не о жанре в чистом виде, скорее — о присутствии в произведениях современных белорусских авторов элементов фантастики, фэнтези и т.д. Нужно упомянуть еще и о требованиях эпохи. Процитирую рассуждение литературоведа Оксаны Безлепкиной о магистральных героях нашей литературы: «В 1970–е они живут по правилам, и если им не соответствуют, то страшно комплексуют. В 1980–е — герой знает правила и пытается нащупать границу дозволенного. В 1990–х герой молодежной прозы уже не социализируется. Он говорит: не знаю ваших правил и знать не хочу. Сейчас много фантастической, фантасмагорической, мистической литературы, где от героя ничего не зависит».


Присылайте свои вопросы и предложения на адрес cultura@sb.by или в обычных письмах на адрес редакции.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter