Три вопроса критику

Когда умер пиcатель–фантаст Артур Кларк, я прочитал, что «умер последний из «большой тройки» фантастов». Кто в эту тройку еще входит? Станислав Лем, наверное, и Айзек Азимов? Или Курт Воннегут?..

Когда умер пиcатель–фантаст Артур Кларк, я прочитал, что «умер последний из «большой тройки» фантастов». Кто в эту тройку еще входит? Станислав Лем, наверное, и Айзек Азимов? Или Курт Воннегут?


Александр Р., г. Минск.


Насчет Айзека Азимова вы угадали, а вот Курт Воннегут и Станислав Лем в тройку не вошли. Выглядит она так: Артур Кларк, Айзек Азимов, Роберт Хайнлайн. Конечно, должна сказать, что все подобные тройки, пятерки, десятки и т.д. составляются людьми со своими пристрастиями и критериями, и обычно не стоит принимать их за абсолют. Тем не менее все три названных фантаста действительно определили «лицо научной фантастики ХХ века», к тому же были связаны и по жизни: в 1940–х годах оказались вместе в научно–исследовательской лаборатории ВВС в Аннаполисе. Если добавить, что вместе с ними работал еще один известный писатель, Лайон Спрэг де Камп, автор фэнтези и один из основателей альтернативно–исторической литературы, то не проводили ли в упомянутой лаборатории эксперименты и по выращиванию литературных талантов? Конечно, кроме писательства, все трое занимались и научной работой. Артур Кларк, например, автор многочисленных научно–популярных работ, связанных с полетами в космос, подводными исследованиями, футуристическими прогнозами.


Шаноўная Людмiла! Чула, што вы — у журы конкурса аўтарскай песнi «Купалаўскiя вакацыi». Мы з сям’ёй — вялiкiя прыхiльнiкi бардаўскай песнi. Дзе адбудзецца гэты конкурс? Як на iм папрысутнiчаць?


Ганна М., г. Мiнск


Сапраўды, у гэтым годзе праводзiцца першы конкурс аўтарскай песнi «Купалаўскiя вакацыi». Яго ладзiць лiтаратурны музей Янкi Купалы, сярод арганiзатараў ёсць i наша газета. Праводзяцца тры туры, на кожным адбiраюцца фiналiсты... Конкурс вольны i адкрыты, любы мог падаць заяўку на ўдзел. А заключны канцэрт, якi вызначыць пераможцаў, адбудзецца ў чэрвенi, у фiлiяле музея Янкi Купалы «Акопы», якi знаходзiцца ў Лагойскiм раёне. У Акопах Янка Купала напiсаў многiя свае знакамiтыя творы, мясцiны там вельмi маляўнiчыя, ёсць сцэнiчная пляцоўка... Галоўнае, каб надвор’е паспрыяла iмпрэзе. Больш падрабязная iнфармацыя пра дату заключнага канцэрта яшчэ з’явiцца, можаце адсачыць яе на сайце музея http://kupala–museum.by/konkurs. Магу толькi сказаць, што ўзровень выканаўцаў вельмi высокi, так што задавальненне ад канцэрта атрымаеце. А пераможцы будуць вызначацца ў наступных намiнацыях: аўтарская песня, песенны верш, выкананне песнi, песня на словы Янкi Купалы.


Что такое актуальное искусство, я знаю. Авангардисты, перформансеры, инсталляторы... А что скрывается за термином «актуальная поэзия»? Когда–то в это понятие вкладывали совсем другой смысл, чем теперь...

Daffi


Если вы знаете, что такое актуальное искусство, то имеете представление и о том, что такое актуальная поэзия, ведь перформансы часто связаны с чтением стихов. Хотя филологи до сих пор спорят о точном определении этого явления. Например, как вам высказывание: «Актуальная поэзия — это та, которая хочет быть актуализирована в публичном пространстве. Та, которая соприкасается с другой литературной средой, провоцирует и тем самым стимулирует ее». Лично мне это не показалось убедительным. Одно можно сказать определенно: актуальная поэзия создается здесь и сейчас, это живой процесс, это поиск. Но кто из поэтов более актуален, кто менее? Где показатели? Может, это поиск новых форм для старых тем? Или популярность у современного читателя? Изобретение новых образов и языковых игр? Как обозначено в условиях одного фестиваля актуальной поэзии, к участию в нем допускаются произведения любой стилистики, «ограничениями могут являться лишь невысокий уровень текстов и личная неприязнь организаторов». Думаю, это правильный подход. Чтобы отследить актуальную поэзию, достаточно читать литературные журналы, в том числе те, которые ориентируются на молодых, вроде журнала «Тэксты», сходить на слэм — поэтический турнир, такие у нас иногда проводятся.


Ваш критик — Людмила Рублевская, «СБ».


Присылайте свои вопросы и предложения на e–mail cultura@sb.by или в обычных письмах на адрес редакции.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter