Три вопроса критику

1. Нужно ли знать о неприглядных подробностях биографии писателей? 2. Есть ли белорусская литература в Интернете? 3. Вручают ли в Беларуси Букеровскую премию?
1. Нужно ли знать о неприглядных подробностях биографии писателей?

2. Есть ли белорусская литература в Интернете?

3. Вручают ли в Беларуси Букеровскую премию?

«Здравствуйте, уважаемая Людмила! Не нравится мне копание в грязном белье знаменитых людей, которое иногда наблюдается и в ваших статьях. Какое мне дело до того, был ли поэт верен жене, от чего умерла его любовница. Творчество должно рассматриваться как самодостаточное явление, без смакования деталей биографии.

Евгений Петрович, учитель, Минск».

Нет однозначного взгляда на эту проблему. Замечательный русский поэт Кушнер гордо называет себя «поэтом без биографии». А символисты начала ХХ века погибали за «жизнетворчество» — превращение собственной судьбы в произведение искусства. Интерес к подробностям жизни знаменитостей объясним — и желание узнать, «из какого сора растут стихи», и «эффект сцены» — в свете прожекторов самый обычный жест завораживает. Вон сколько страстей вокруг нескольких страничек, известных под названием «Интимный дневник Максима Богдановича»! Ну записал юноша пару фраз о первом любовном опыте... Но неймется многим знать, что именно записано. У каждого человека — гения, нет ли — за жизнь накапливается немало неприглядного. В 1935 году Пастернак, проезжая Германию по пути из Парижа, не заехал в Мюнхен к родителям. Цветаева возмущалась: «Убей меня, я никогда не пойму, как можно проехать мимо матери на поезде, мимо 12–летнего ожидания. И мать не поймет — не жди». Повлияет ли знание этого факта на восприятие нами пастернаковской поэзии с ее вселенской любовью? Николай Гумилев сдал свою маленькую дочь Елену при живой матери в детский дом. Потускнеет от этого творчество Гумилева? Нужен ли здесь принцип «тьмы низких истин нам дороже все возвышающий обман»? Сомневаюсь. Еще в начале XIX века был обоснован биографический метод в литературоведении, согласно которому жизненный путь писателя, его личность определяют особенности его творчества.

«Беларускiя лiтаратары, напэўна, усё яшчэ друкуюць свае тэксты на машынках. Або зусiм нiчога не пiшуць, бо ў Iнтэрнэце, якi сёння стаў асноўным месцам лiтаратурнага жыцця, цiкавых беларускiх лiтаратурных сайтаў практычна няма.

ALESJA».

Адсылаю вас, ALESJA, на сайт litara.net — дарэчы, на iм пiсьменнiк Адам Глобус напiсаў сваю iнтэрактыўную кнiгу «Сучаснiкi» (з нацiскам на першым складзе). Ёсць на «Лiтары» i ўласныя форумы, i адсылкi на многiя iншыя адрасы. Напрыклад, на «Беларускую палiчку» — гэта электронная бiблiятэка беларускай лiтаратуры. Мне вельмi падабаецца сайт «Быў. Ёсць. Буду», прысвечаны творчасцi Уладзiмiра Караткевiча, створаны сiламi Мiнскага каледжа электронiкi (uladzimir–karatkevich. com). Што тычыцца лiтаратурнай моладзi, наведайце сайт Сяргея Балахонава «Тэзей беларускага постмадэрнiзму» (balachonau.puls.by) або сайт «Беларускi авангард» (avanhard.narod.ru). Зразумела, гэта далёка не ўсё. Варта пачаць пошук — i вы адкрыеце для сябе цэлую планету беларускай сецiратуры. Паэт Андрэй Хадановiч нават свой зборнiк вершаў назваў «Сто лi100ў на источник». А наконт асноўнага месца лiтаратурнага жыцця — паверце, ALESJA, Iнтэрнэт нiколi не заменiць кнiгу i творчыя сустрэчы ў рэале.

«Слышал, что в России вручают премию «Букер»... Но ведь это вроде английская премия? И есть ли «Букер» в Беларуси?

Артем Костров, Витебск».

Жила себе в Англии фирма под названием «Букер», занималась мелкооптовой торговлей продуктами. Глава фирмы дружил с Яном Флемингом, создателем Джеймса Бонда. Торговец узнал, что друг смертельно болен, и выкупил у него произведения. Выгодное вложение оказалось. Потом в те же руки продали свои творения Агата Кристи и Харолд Пинтер... В 1969 году фирма решила поделиться доходом с писателями. Так появилась ежегодная премия, вручаемая литераторам Великобритании и стран Британского содружества. Теперь она сменила спонсора и стала называться «Мэн Букер». А с 1992 года образовалось ее «ответвление», вручаемое за лучший русскоязычный роман года. «Букер появился в новой России как знатный иностранец на Патриарших — в твидовом пиджаке, пахнущий английским одеколоном и табаком «Данхилл», и, главное, с туго набитым кошельком», — ехидничает русский критик. Лауреатами были и Булат Окуджава, и Людмила Улицкая... Как вы понимаете, за белорусский роман «Букера» пока не дают. Вообще, с литературными премиями у нас напряженка и остается тихо завидовать российским коллегам, которые ежегодно делят пару сотен таковых. Правда, как стало известно, в Союзе писателей Беларуси теперь каждый год будет проводиться конкурс на лучшую книгу по трем номинациям, и где-то через месяц будут объявлены первые лауреаты. Специальные статуэтки-призы, во всяком случае, уже их ждут.

Шлите вопросы и мнения на e–mail rublevskaya@tut.by или в обычных письмах на адрес газеты.

Ваш критик — Людмила РУБЛЕВСКАЯ, «СБ».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter